Знакомство российского слушателя с итальянской
поп-музыкой несколько однобокое — советские люди пристрастились к ней в
массовом порядке лишь в конце 70-х, когда началась эпоха активного
распространения кассетных магнитофонов в СССР.
Именно в эти
годы итальянская поп-музыка переживала время своего расцвета, и такие эстрадные
исполнители, как Тото Котуньо, "Рикки и Повери" ("Богатые и
бедные"), Аль Бано и Ромина Пауэр, Пупо и Рикардо Фольи стали нашими
любимцами. До сих пор некоторые из них приезжают в Россию, чтобы собрать
дивиденды с нашей тогдашней любви к ним. В те же годы Адриано Челентано и вовсе
превратился в народного артиста СССР, став популярнее всех наших доморощенных
кобзонов вместе взятых, — в эпоху диско его карьера достигла своего пика.
В середине 80-х на нас
обрушилось так называемое итало-диско, но из исполнителей того периода мы
запомнили не так уж много — наиболее известной из них стала певица Сабрина
(может быть потому, что ей было, что предъявить миру и помимо песен).
В последующие
годы редкий итальянский исполнитель становился у нас известным (вспоминается
лишь Эрос Рамазотти), а всенародно любимых итальянцев и вовсе не появилось. В
определенной мере это связано с кризисом самой итальянской эстрадной песни, но,
прежде всего, с массовым увлечением наших слушателей англоязычной поп- и
рок-музыкой, до которой мы дорвались после перестройки.
Тем ни менее,
итальянская эстрада отнюдь не умерла и достойных исполнителей там по-прежнему
хватает.
Не так давно я познакомился с творчеством
итальянского певца Nino D'Angelo
(Нино Данджело), который на просторах одной шестой части суши известен мало.
Он начал свою
певческую карьеру в 70-е и поет до сих пор, но популярным певцом стал только в
Италии (он еще и актер, но и в этом качестве его известность не
распространилась дальше Апеннин). Возможно, такая местечковая популярность
объясняется тем, что Данджело поет в весьма специфической манере, которая
массовому российскому слушателю не очень знакома: Нино родился в пригороде
Неаполя в 1957 году, и как начал свою карьеру с неаполитанских песен, так
продолжает их петь и сейчас.
Сама по себе
неаполитанская песня — весьма специфический музыкальный жанр. На мой
дилетантский слух главной характерной особенностью этой песни является
выпевание гласных с каким-то специфическим надрывом, что окрашивает практически
любую неаполитанскую песню в печальные тона.
Исполняются эти песни на неаполитанском диалекте,
который мало похож по звучанию на итальянский язык. Хотя говорят, что сами
итальянцы худо-бедно понимают его, но я, как иноязычный слушатель, знающий
немало итальянских слов, в неаполитанских песнях их практически не слышу
(разве, что "амор"). Если бы я не знал, что Нино – неаполитанский
исполнитель, принял бы его за цыганского певца.
Началась карьера
Данджело вполне обыденно, без ярких взлетов. В первые лет пятнадцать он
выпускал в основном типичное неаполитанское нытье, которое не привычные к этому
жанру люди долго слушать не могут.
Учитывая, что в то время итальянская эстрада была просто переполнена
суперзвездами, Нино на их фоне просто затерялся. И нет ничего удивительного,
что в СССР о нем слыхом не слыхали.
За все 80-е годы я припоминаю лишь одну его песню,
которую можно назвать полноценным хитом: Stupida avventura (1987). В 90-е он почти ежегодно выпускал по
альбому, но шлягеры он стал сочинять только после того, как ему стукнуло 40
(музыку к своим песням Данджело, в основном, пишет сам). Почему вдруг через 22
года после начала музыкальной карьеры у Нино произошел такой творческий прорыв,
сказать сложно, но почти все запоминающиеся песни пришлись у него на конец 90-х
и первое десятилетие 21 века: E canzone D´ammore (1997), Dint´a sta malincunia (1997), Sensa giacca e cravatta ( 1998), Jesche sole
(2001), Mari (2002), Sto nmano a te (2005), O vesuvio (2008), Jammo Ja (2010), Nu Napulitano (2010)…
Лучшие на мой вкус песни Нино Данджело можно послушать здесь:
Видеоклипы:
В Италии Нино
считается основателем "неомелодичного" направления в неаполитанской
песне. Вряд ли эта характеристика подходит к ранним годам его карьеры, но в
21 веке такая оценка его творчества не кажется притянутой за уши. Именно
наличие у него множества запоминающихся мелодий выделяет его композиции среди типичной
неаполитанской поп-продукции, и сделало его имя синонимом современной
неаполитанской песни.
Годы идут, но
ставить окончательную точку в биографии Нино Данджело еще рано. В 2017 году ему
стукнет всего 60. Учитывая, что 40-летний юбилей начал совершенно новую главу в
его музыкальной жизни, нельзя исключать, что главные свершения на ниве
неаполитанской песни у него еще впереди. Это у российских исполнителей
пенсионные годы – время дожития, а в Европе 60 лет – не возраст.
Комментариев нет:
Отправить комментарий