Давно собирался посетить Пушкинский музей в Москве,
но удалось там побывать лишь в конце 2018 года (я осмотрел коллекции главного
здания музея по адресу Волхонка, 12). Я не готовился к посещению и был весьма
удивлен своеобразию коллекции музея: рядом с подлинниками живописи и скульптуры
в нем разместились сотни слепков произведений скульптуры и частей древних
храмов, а также подлинные артефакты с археологических раскопок различных
древних поселений. Для музеев такой винегрет весьма необычен.
Существующая концепция музея, которая состоит из
подлинников и копий произведений – дело случая. Создателем музея стал профессор
Московского университета филолог Иван Владимирович Цветаев (отец Марины и
Анастасии Цветаевых), который давно мечтал создать музей слепков с великих
произведений древности, хранящихся в европейских музеях. Он должен был стать
учебным – прежде всего, для студентов Московского университета, многие из
которых не имели возможности увидеть шедевры европейской скульптуры и
архитектуры.
Музей начал строиться в 1898 году на частные
пожертвования. Его первое название - Музей изящных искусств имени Александра
Третьего. Здание музея возводилось долго: в 1904 году случился пожар, от
которого пострадало не только почти законченное здание, но и часть слепков,
которые приобрел к тому времени Цветаев, после чего работы в здании
приостановились на 2 года. Музей был открыт в 1912 году, и до сегодняшнего дня
его основная коллекция находится в том же самом здании.
Николай II Мироточивый
на открытии музея
Слепки с произведений Цветаев начал собирать за
несколько лет до начала строительства музея. Он заказывал их по месту
нахождения подлинных произведений: в Лувре, в Британском музее, во Флоренции...
Флорентийский "Давид" Микеланджело состоит
из нескольких частей, и был собран уже в Москве. Ему повезло – он прибыл к нам после пожара 1904 года. Во время
войны Давид благополучно пережил немецкие бомбардировки (одна из бомб попала в
здание).
Авторы слепков рядом с ними не указаны, поскольку
это не копии произведений искусства в точном смысле этого слова. Гипсовый
слепок изготавливается с оригинала совсем иначе, чем создается оригинальное
произведение. Технология производства слепка не связана с творчеством – это
чисто ремесленная работа. Слепки изготавливались из гипса, а не мрамора или
бронзы как подлинники, после чего им придавалось внешнее сходство с
оригиналами.
Это не мрамор, а гипс
Заказывал Цветаев не только скульптурные копии, но и
слепки с архитектурных фрагментов различных сооружений: центральный вход
во Фракийский собор, фасад храма Терсеона и др.
С самого начала концепцию музея слепков пришлось
менять. Русский консул в Триесте Михаил Щекин подарил музею около 70
итальянских картин, в т.ч. полотна эпохи Возрождения. Так в музее появились
подлинники живописных полотен. Также для музея были приобретены подлинные
артефакты Древнего Египта и различные античные находки из частных коллекций.
В советское время музей пополнялся за счет
экспонатов из других музеев страны, а после войны – из европейских галерей.
Какое-то время в музее хранились картины из Дрезденской галереи, включая
Сикстинскую мадонну. Коммунисты, как и нацисты, активно грабили побежденных. В
1955 году картины из Дрезденской галереи были показаны публике, а потом Хрущев
передал их нашим "немецким друзьям" из ГДР.
Публике представлена лишь маленькая часть коллекции
музея, но и ее осмотреть нелегко.
За всем обилием слепков и произведений искусства
легко пропустить самый интересный
экспонат музея – топоры, датируемые 3-м тысячелетием до н.э. Они являются
частью "Клада Приама", найденного Генрихом Шлиманом при раскопках в
Трое в конце 19 столетия (в реальности это несколько кладов, обнаруженных
Шлиманом в разное время, и к легендарному царю Приаму они не имеют никакого
отношения). После войны сокровища Шлимана считались утраченными, но на самом
деле они были тайно вывезены в Советский Союз из Германии. Лишь в 1996 году
"Клад Приама" из 259 предметов был выставлен в Пушкинском музее. Сейчас он экспонируется в отдельном зале.
Еще часть вывезенных артефактов Шлимана находится в Эрмитаже.
Один топор из лазурита (твердость по шкале Мооса
5,5; он сохранился хуже остальных), два – из нефрита (они зеленого цвета, твердость
5,5-6,5) и один из жадеита (твердость 6,5-7). Последние три выглядят как новые.
Минералы, из которых изготовлены топоры, имеют твердость гранита, и
обрабатывать их очень трудно. На топорах есть следы позолоты.
Для тех, кто видел развалины Трои, вполне очевидно,
что этот город был построен по весьма примитивным технологиям, и топоры такого
потрясающего качества из столь твердых материалов не могли быть изготовлены
троянцами.
"Пушкинские" топоры очень похожи на
нефритовые топоры, хранящиеся в Государственном историческом музее в Москве (на
фото вверху).
А это "Фаюмские портреты", обнаруженные в
Египте Флиндерсом Питри в конце 19 века. Датируются 2 веком нашей эры (в
Пушкинском музее 23 подлинных портрета, которые украшали египетские гробницы).
Они находятся в зале, посвященном находкам в Египте римского периода.
"Ассирийский зал" посвящен искусству
древней Месопотамии. В нем можно увидеть слепки барельефов и целых ворот, а
также подлинные горшки и прочие мелкие находки, включая клинописные глиняные
таблички (таблички датируются разными периодами – от 1 тыс. до н.э. до 3-го
тыс. до н.э.).
Слепок с аккадских барельефов
"Египетский
зал" отведен под подлинные египетские артефакты
рядом зал с
античными экспонатами (тоже подлинными)
овальный
римский саркофаг начала 3-го столетия
("саркофаг
Уварова" – назван так по имени первого русского владельца)
статуя, найденная на раскопках в Анапе (1-й век)
зал слепков древнегреческих скульптур
зал слепков скульптур Древнего Рима
слепки бюстов императора Адриана, императора Луция Вера и Антиноя (слева
направо)
слепкам со скульптур Микеланджело отведен целый зал
(Давид стоит отдельно в другом помещении)
В музее можно
найти немало шедевров западноевропейской живописи.
Тициан. Портрет
кардинала.
Ранее считался
работой С. дель Пьомбо.
Две картины Питера
Брейгеля младшего
Ян Мейтенс.
"Семейный портрет" (1655)
Адриан Томас Кей.
Мужской портрет (1573)
Луиза-Элизабет
Виже-Лебрен.
Портрет великой
княгини Анны Федоровны.
Франсуа-Юбер
Друэ-младший.
Портрет графини
Д.П.Чернышёвой-Салтыковой.
Анонимный Мастер
процессий. "Драка" (1660).
Бернардо Беллотто.
"Вид старого рынка в Дрездене" (1752).
Музей
выделяется среди других российских музеев не только своей своеобразной
коллекцией. Название у него совершенно не соответствует его направленности:
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, а в обиходе –
Пушкинский музей. Но при чем здесь, товарищи, Александр Сергеевич Пушкин, если
это музей, выставляющий, прежде всего, скульптуры и картины, а также различные
древние находки с раскопок?… Ничего общего с поэзией или литературой он не
имеет.
Имя Пушкина
музей заполучил в 1937-м году – в то время, когда страна впала в полный маразм
(Усатый решил для профилактики расстреливать людей сотнями тысяч по спискам!),
поэтому удивляться столь странному названию музея не следует. Тогда отмечали
100-летие со дня смерти Пушкина, и в связи с празднованием круглого юбилея
главного пролетарского поэта (в Советском Союзе даты смерти всегда отмечали как
праздники) ЦИК СССР (т.е. тов. Сталин) присобачил имя Пушкина к музею.
Удивительно другое: почему его до сих пор не переименовали и не присвоили музею
имя его основателя – Ивана Цветаева?…
Вои и в далёком Павлодаре (Казахстан) такой же абсурдный случай: художественный музей создал меситный художник-краевед Лагутин Иван Васильевич, а назвали в честь неизвестного жителям города художника г.Алматы.
ОтветитьУдалить