четверг, 5 сентября 2013 г.

Неловкие ситуации и смех

В нашу благословенную эпоху, наступившую благодаря Брэму Коэну и тысячам бескорыстных энтузиастов торрент-трекеров, нам доступны почти все шедевры не только Голливуда, но и американского телевидения. Практически все достойное внимания, вышедшее на телеэкраны США с 80-х годов 20 века, мы можем скачать и посмотреть. За последние несколько лет я стал настоящим фанатом американских юмористических сериалов (ну и "Хауса", разумеется — куда ж без него).


Некоторые из них смотрю уже по второму разу ("Друзья"), другие только что закончил просматривать ("Как сказал Джим"), третьи — скоро закончу ("Два с половиной человека", "Няня"), а остальные потихоньку смакую, растягивая удовольствие ("Фрейзер", "Все любят Рэймонда", "Сайнфелд", "Большой ремонт", "Симпсоны"...). А еще немало сериалов стоят в очереди, уже записанные на диски. Не все просмотренные мной сериалы равноценные, но, в общем и целом, их можно назвать смешными, а некоторые серии — просто шедевры комедии.
Правда есть 2 вещи, которые иногда мешают наслаждаться ситкомами. Одна помеха связана с содержанием сериалов: сценаристы зачастую злоупотребляют одним и тем же приемом, который меня сильно раздражает — я бы назвал его "неловкой ситуацией". Главные источники смеха в современных сериалах связаны, во-первых, со смешными диалогами, которыми обмениваются герои, а во-вторых, с комическими ситуациями, в которые они попадают. С диалогами все понятно, а вот ситуации могут быть самыми разнообразными, в том числе и такие, над которыми смеяться совсем не хочется. Видно, что авторы, придумывая, как герой попадает в неудобную ситуацию, хотят добиться комического эффекта, но у них не всегда хватает чувства меры. Нельзя помещать комедийного героя в дурацкое положение и заставлять зрителя наблюдать, как он пытается выбраться из него.
Приведу примеры. Все знают сериал "Друзья". В одной из серий Росс, одев кожаный костюм на голое тело, отправляется на свидание. В самый ответственный момент, когда ему надо снять этот костюм и продолжить свидание в горизонтальном положении, кожа костюма прилипшая к телу категорически отказывается слезать... Смешно? - Конечно. И очень здорово, что авторы сериала не стали развивать эту ситуацию, поскольку она стопроцентно нелепа и мы вынуждены наблюдать, как положительный герой выставляет себя дураком. Если попробовать из этой неловкой ситуации выжать что-то еще, то вместо смеха зрителем начнет овладевать жалость по отношению к персонажу — а в этом случае уже смеяться совершенно не тянет. Жалость и смех несовместимы. Создатели "Друзей" редко заставляют героев оказываться в таком положении, когда зритель начинает их жалеть, вместо того, чтобы смеяться над ними (мне вспоминается лишь Чендлер, который как-то неудачно пытался познакомится с женщиной и этот эпизод получился несколько затянутым). В "Друзьях" сериал построен на динамичном чередовании эпизодов то с одним, то с другим героем — благо, что их шестеро, поэтому неловкая ситуация может быстро смениться следующей сценой. А вот во "Фрейзере" всего один главный персонаж — сам Фрейзер, а четверо других ему ассистируют. Фрейзер почти постоянно в действии и в этом сериале бывает много моментов, которые заставляют сопереживать главному герою, что для ситкома смерти подобно.


То же самое характерно для "Сайнфелда" — его герои нередко оказываются в нелепых ситуациях и мы вынуждены наблюдать за их несмешными попытками из них выбраться (особенно таких моментов много в сериях, когда Сайнфелд с другом работали на кабельный телеканал). А ведь в целом сериал просто гомерически смешной.
Еще один пример. Один из создателей "Сайнфелда" Ларри Дэвид снимает сериал "Умерь свой энтузиазм", где играет самого себя, который устраивает разборки с женой, агентом, друзьями и просто знакомыми. 

Это шоу прямо основано на том, что Ларри раз за разом оказывается то в одной, то другой неловкой ситуации, которая возникает буквально из ничего: во всех сериях кто-то раздувает из маленькой мухи такого огромного слона, что диву даешься. 11 эпизодов первого сезона я смотрел года полтора! Застряв на какой-нибудь серии, я через несколько месяцев все-таки продирался через нее и скопом смотрел 2-3 эпизода, а затем опять прекращал его смотреть на какой-нибудь дурацкой сцене. Тем ни менее, сериал весьма интересный — надо лишь просматривать его в подходящем настроении.
Нельзя, чтобы герой мучительно пытался выбраться из неприятной ситуации — вот одно из главных правил для сценаристов ситкомов.
Второе, что сильно раздражает в комедийных сериалах — это закадровый смех и просто шум. Иногда он не очень громкий и почти не замечается ("Друзья"), но в ряде случаев закадровые зрители ржут как лошади ("Женаты, с детьми"). В "женатых" мало того, что смех звучит громко — он еще и не очень адекватный. Да и смехом все не ограничивается. Один из главных персонажей появляется на сцене и тут же начинается шум и свист. По всей видимости, этот ситком снимался при наличии зрителей в студии (бывает и такое на американском телевидении) и они там эмоции не сдерживали. В основном же смех и прочие звуки зрителей накладываются уже во время монтажа эпизода — в этом случае звукорежиссерам попроще: смех чаще всего проходит на заднем фоне, и редко мешает телезрителям.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий