В нашу
благословенную эпоху, наступившую благодаря Брэму Коэну и тысячам бескорыстных
энтузиастов торрент-трекеров, нам доступны почти все шедевры не только
Голливуда, но и американского телевидения. Практически все достойное внимания,
вышедшее на телеэкраны США с 80-х годов 20 века, мы можем скачать и посмотреть.
За последние несколько лет я стал настоящим фанатом американских юмористических
сериалов (ну и "Хауса", разумеется — куда ж без него).
Некоторые из
них смотрю уже по второму разу ("Друзья"), другие только что закончил
просматривать ("Как сказал Джим"), третьи — скоро закончу ("Два
с половиной человека", "Няня"), а остальные потихоньку смакую,
растягивая удовольствие ("Фрейзер", "Все любят Рэймонда",
"Сайнфелд", "Большой ремонт", "Симпсоны"...). А еще немало сериалов стоят в очереди, уже записанные
на диски. Не все просмотренные мной
сериалы равноценные, но, в общем и целом, их можно назвать смешными, а
некоторые серии — просто шедевры комедии.
Правда есть 2
вещи, которые иногда мешают наслаждаться ситкомами. Одна помеха связана с
содержанием сериалов: сценаристы зачастую злоупотребляют одним и тем же
приемом, который меня сильно раздражает — я бы назвал его "неловкой
ситуацией". Главные источники смеха в современных сериалах связаны,
во-первых, со смешными диалогами, которыми обмениваются герои, а во-вторых, с
комическими ситуациями, в которые они попадают. С диалогами все понятно, а вот
ситуации могут быть самыми разнообразными, в том числе и такие, над которыми
смеяться совсем не хочется. Видно, что авторы, придумывая, как герой попадает в
неудобную ситуацию, хотят добиться комического эффекта, но у них не всегда
хватает чувства меры. Нельзя помещать комедийного героя в дурацкое положение и
заставлять зрителя наблюдать, как он пытается выбраться из него.
Приведу
примеры. Все знают сериал "Друзья". В одной из серий Росс, одев
кожаный костюм на голое тело, отправляется на свидание. В самый ответственный
момент, когда ему надо снять этот костюм и продолжить свидание в горизонтальном
положении, кожа костюма прилипшая к телу категорически отказывается слезать...
Смешно? - Конечно. И очень здорово, что авторы сериала не стали развивать эту
ситуацию, поскольку она стопроцентно нелепа и мы вынуждены наблюдать, как
положительный герой выставляет себя дураком. Если попробовать из этой неловкой
ситуации выжать что-то еще, то вместо смеха зрителем начнет овладевать жалость
по отношению к персонажу — а в этом случае уже смеяться совершенно не тянет. Жалость
и смех несовместимы. Создатели "Друзей" редко заставляют героев
оказываться в таком положении, когда зритель начинает их жалеть, вместо того,
чтобы смеяться над ними (мне вспоминается лишь Чендлер, который как-то неудачно
пытался познакомится с женщиной и этот эпизод получился несколько затянутым). В "Друзьях" сериал построен на динамичном чередовании эпизодов то с
одним, то с другим героем — благо, что их шестеро, поэтому неловкая ситуация может быстро смениться следующей сценой. А вот во "Фрейзере" всего один главный персонаж — сам
Фрейзер, а четверо других ему ассистируют. Фрейзер почти постоянно в действии и в этом сериале бывает много
моментов, которые
заставляют сопереживать главному герою, что для ситкома смерти подобно.
То же самое
характерно для "Сайнфелда" — его герои нередко оказываются в нелепых
ситуациях и мы вынуждены наблюдать за их несмешными попытками из них выбраться
(особенно таких моментов много в сериях, когда Сайнфелд с другом работали на
кабельный телеканал). А ведь в целом сериал просто гомерически смешной.
Еще один
пример. Один из создателей "Сайнфелда" Ларри Дэвид снимает сериал
"Умерь свой энтузиазм", где играет самого себя, который устраивает
разборки с женой, агентом, друзьями и просто знакомыми.
Это шоу прямо
основано на том, что Ларри раз за разом оказывается то в одной, то другой неловкой ситуации,
которая возникает буквально из ничего: во всех сериях кто-то раздувает из
маленькой мухи такого огромного слона, что диву даешься. 11 эпизодов первого
сезона я смотрел года полтора! Застряв на какой-нибудь серии, я через несколько
месяцев все-таки продирался через нее и скопом смотрел 2-3 эпизода, а затем опять прекращал его смотреть на
какой-нибудь дурацкой сцене. Тем ни менее, сериал весьма интересный — надо лишь просматривать его в
подходящем настроении.
Нельзя, чтобы
герой мучительно пытался выбраться из неприятной ситуации — вот одно из главных
правил для сценаристов ситкомов.
Второе, что
сильно
раздражает в комедийных сериалах — это закадровый смех и просто шум. Иногда он
не очень громкий и почти не замечается ("Друзья"), но в ряде случаев
закадровые зрители ржут как лошади ("Женаты, с детьми"). В
"женатых" мало того, что смех звучит громко — он еще и не очень
адекватный. Да и смехом все не ограничивается. Один из главных персонажей
появляется на сцене и тут же начинается шум и свист. По всей видимости, этот ситком
снимался при наличии зрителей в студии (бывает и такое на американском
телевидении) и они там эмоции не сдерживали. В основном же смех и прочие звуки
зрителей накладываются уже во время монтажа эпизода — в этом случае
звукорежиссерам попроще:
смех чаще всего проходит на заднем фоне, и редко мешает телезрителям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий