пятница, 20 декабря 2019 г.

Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи

Люблю бродить по художественным музеям. До 35 лет не был ни в одном из них, а после посещения Дрезденской галереи в 2009 году у меня внезапно появился интерес к живописи. Но не к калякам-малякам а-ля Пикассо, а к настоящему реалистичному искусству. 

Когда посещаешь небольшие художественные галереи, то осматривать их просто: за один раз можно увидеть все картины, уделив чуть больше внимания тем работам, которые тебе понравились. Совсем иная история с такими галереями как Третьяковская (Прадо, Уффици и т.п.). В них так много картин, что осматривать музейную коллекцию можно часами. Но это неправильная тактика. После созерцания сотни-другой картин интерес к живописи неизбежно угасает. В больших галереях нельзя все увидеть и оценить в первый раз – подобные музеи рассчитаны на неоднократное посещение.

Я поступаю в таких случаях просто: мельком оглядываю залы, и сосредотачиваюсь только на тех работах, которые чем-то привлекли мой взгляд. В их разряд попадают как известные шедевры, так и те картины, репродукции которых я никогда не видел. Как раз последние для меня наиболее интересны. Именно они позволяют открыть новые для себя имена.


Третьяковка – царство портретов. Из мастеров этого жанра на меня произвел впечатление Владимир Боровиковский (1757-1825). Он из той плеяды русских художников, которые незаслуженно затерялись за раскрученными именами, вроде Репина или Шишкина.

Портрет фаворитки императора Павла М.Лопухиной (1797) авторства Боровиковского широко известен, но вряд ли многие помнят, кто его написал.

Помимо портрета Лопухиной мое внимание привлекли висящий по соседству портрет сестер Анны и Варвары Гагариных (1802)…

… и портрет государственного деятеля Д.Трощинского (1819).

Имя художника Сергея Зарянко (1818 – 1870) до посещения Третьяковской галереи было для меня совершенно неизвестным. Оказалось, что это один из лучших русских портретистов. В Третьяковской галерее мне особенно понравились две его картины.

Портрет семьи Турчаниновых (1848) 

Портрет княжны Трубецкой (1851)

Орущий во всю глотку на пьянке сытый попик – персонаж откровенно комический. На фоне бесконечных портретов в галерее эта забавная картина Николая Неврева (1830 – 1904) поневоле привлекает внимание. В сегодняшней "передовой" России такие картины писать не стоит, а в 1866 году было вполне допустимо. Тогда офицеры с мочой по выставкам не ходили.

Василий Перов – один из самых известных русских художников ("Охотники на привале", "Тройка"). Среди многочисленных его работ, которые демонстрируются в галерее, выделю портрет драматурга Александра Островского (1871). Автора "Грозы" я поначалу принял за богатого купчину.

И еще несколько портретов в Третьяковке меня зацепили.


Портрет актрисы Пелагеи Стрепетовой, написанный Николаем Ярошенко (1884). Известную в те времена актрису художник изобразил в образе настоящей монашки. В галерее есть и другой портрет этой актрисы – авторства И.Репина, но он больше напоминает набросок картины, чем законченное произведение.

А вот совсем иной портретный образ – веселой гулящей женщины в ярком платье, привлекающем мужские взоры. Мое внимание эта дама тоже привлекла. Автор картины с официальным названием "Дама в костюме времен Директории" (1881) - Юрий Леман (1834-1901). Художник более 20 лет прожил в Париже, где специализировался на женских портретах. Поскольку работал Леман преимущественно за границей, в России он был известен мало.
Константин Сомов ныне тоже забыт, но вспомнить о нем поможет "Дама в голубом" (1900). На самом деле это портрет художницы Елизаветы Мартыновой. Картина считается лучшей в биографии Сомова. Кстати, в 21 веке Сомов вновь стал модным - его картины продаются на зарубежных аукционах за миллионы долларов. Так что, если у вас в чулане завалялась где-то картина Сомова…

Один из самых выдающихся русских художников Илья Репин (1844-1930) представлен в Третьяковке множеством шедевров ("Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный убивает своего сына"…). Творческая манера Репина была весьма разнообразной: у него были как реалистичные картины, так и откровенная мазня в духе Ван Гога.
Мне в галерее понравились два портрета кисти Репина, которые не относятся к самым известным его работам.

                                                         "Отдых" (1882)

                                Портрет военного инженера А.Дельвига (1882)

Комментариев нет:

Отправить комментарий