вторник, 6 августа 2024 г.

История кино. Режиссеры, ставшие кинозвездами.

 

Когда мы говорим о кинозвездах, то обычно под ними подразумеваем актеров и актрис. Действительно большая часть звезд кино исполняют роли в фильмах, работая перед камерой, но в мире кино зачастую становятся звездами те люди, которые не появляются на экране. И некоторые из них светят не менее ярко, чем звезды-актеры. 

 

Среди операторов – постановщиков настоящих кинозвезд за всю историю кинематографа так и не появилось, среди кинокомпозиторов они иногда вспыхивают (Э.Морриконе, Н.Рота), а среди режиссеров это происходит достаточно регулярно.

В этой статье я хочу не просто перечислить режиссеров-звезд мирового кино, а поговорить о том, как они загораются и почему некоторые из них светят очень долго. Почему ряд режиссеров становятся известным всем и каждому, а не менее успешные их коллеги остаются в тени. Как так получается, что один режиссер, снимающий кассовые фильмы, в лучшем случае известен любителям кино по фамилии, а о другом публика желает знать все! Как об Анджелине Джоли или Джордже Клуни.

История кино дала нам немало примеров того, что, сами по себе кассовые фильмы не превращают их режиссеров в звезд. Кто-нибудь помнит создателей фильмов о Джеймсе Бонде? Нет таких людей, хотя фильмы об агенте 007 были популярны во всем мире, а некоторые режиссеры бондианы работали над несколькими фильмами этого киносериала. Возьмем другой случай: Стэнли Кубрик, снимавший фильмы в те же годы (во второй половине 20 столетия) стал настоящей кинозвездой. При всей его нелюбви к публичности. 

Стэнли Кубрик
 

Все дело в том, что Кубрик был не только производителем блокбастеров – он был новатором. Кубрик снимал фильмы, которые становились настоящими вехами в развитии киноискусства и образцами для подражания: «Лолита» (1962), «Доктор Стрейнджлав» (1964), «Космическая одиссея 2001» (1968), «Заводной апельсин» (1971), Сияние» (1980). Когда режиссер задает моду на определенное кино, он и сам становится модным персонажем. С него берут пример коллеги – кинематографисты, им интересуются зрители, на которых произвели впечатления его работы. Если ты сумел стать модным режиссером, то в дальнейшем тебе не особенно нужен большой кассовый успех, чтобы тебя знали все и каждый. Пресса и соцсети будут носиться с тобой как с писаной торбой, разнося твое имя и образ по миру. 

Альфред Хичкок
 

Несколько ранее Кубрика большой голливудской кинозвездой стал британский режиссер Альфред Хичкок, который задавал моду в жанре триллера. Об уровне его популярности наглядно свидетельствовали плакаты с его поздними фильмами, на которых крупным шрифтом указывалось имя режиссера, которое писалось тем же шрифтом, что и имена звездных актеров или самым крупным шрифтом, если актеры, которые играли главные роли, были не очень известны.

 

Как ни странно, но за всю историю Голливуда появилось не так уж много режиссеров-звезд: Джон Форд, Билли Уайлдер, Фрэнсис Форд Коппола, Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Мартин Скорсезе, Ридли Скотт, Дэвид Линч, Квентин Тарантино… Возможно, подобная ситуация сложилась из-за того, что многие знаменитые американские режиссеры одновременно были великими актерами: Чарли Чаплин, Вуди Аллен, Мел Брукс, Клинт Иствуд... Их известность в мире неотделима от их актерской славы. 

 

Тарантино я в последний список не включил, хотя он тоже снимается в кино, но его актерство – чистой воды баловство, которое зашло чуть дальше, чем у Хича или нашего Эльдара Рязанова. В качестве актера он не стал бы звездой ни при каких условиях, не будь он модным режиссером – главной звездой режиссуры последних 30 лет.

Практически в каждой стране с развитой кинопромышленностью в 20 веке имелись свои кинозвезды из режиссерского цеха, хотя некоторые из них вспыхнули уже в Голливуде: Дэвид Лин и Гай Ричи – в Англии, Жан–Люк Годар и Франсуа Трюффо – во Франции, Роман Поланский и Анджей Вайда – в Польше, Милош Форман – в Чехословакии, Педро Альмодовар – в Испании, Акира Куросава – в Японии. Изредка звезды-режиссеры появлялись в таких странах, про чье кино в мире до этого момента и не знали: Ингмар Бергман – в Швеции, Ларс фон Триер – в Дании…

Больше всего режиссеров-звезд за пределами США в 20 веке зажглось в Италии. Итальянская кинематография в 50-70-е годы была одной из лучших в мире, поэтому в этой стране не было недостатка в выдающихся режиссерах. Среди итальянских режиссеров было много новаторов (или умело выдававших себя за таковых), которые стали настоящими звездами кино: Роберто Росселлини (один из основателей неореализма), Федерико Феллини (снимал авторское кино, которое нравилось зрителям), Лукино Висконти, Пьетро Джерми (после его фильма «Развод по-итальянски» появилось понятие «комедия по-итальянски), Серджо Леоне (придумал свой вариант вестерна, после чего американский вестерн превратился в анахронизм), Микеланджело Антониони (сделал популярной экзистенциальную тоску), Пьер Паоло Пазолини, Дарио Ардженто (привлек внимание к итальянским триллерам), Бернардо Бертолуччи…

Сергей Эйзнштейн

Советские режиссеры в мире не очень котировались, но Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский были настоящими звездами мирового кино. Сергей Бондарчук тоже был хорошо известен на Западе как режиссер, но трудно сказать, стал ли он настоящей звездой за рубежом. К тому же он был не только режиссер, но и популярный актер.

Если говорить о тех наших режиссерах, которые были звездами на территории «одной шестой», то их список гораздо шире: Сергей Герасимов, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Георгий Данелия, Алексей Герман…. В молодом российском кино таких людей немного, но они тоже периодически появляются: Алексей Балабанов, Валерий Тодоровский, Тимур Бекмамбетов. 

С.Леоне, Р. де Ниро и Ф.Феллини
 

Как долго режиссерские звезды остаются на кинонебосклоне? Большие звезды (Хичкок, Кубрик, Форд) светят очень долго. Когда за твоими плечами много фильмов, которые вошли в историю кино, то тебя будут часто вспоминать коллеги и критики, а зрители постоянно пересматривать твои картины – все это позволяет оставаться звездами не только после ухода из кино, но и после физической смерти. 

 Например, фильмы Хичкока до сих пор являются краеугольным камнем для жанра триллера и фильмов ужасов («Окно во двор», «Головокружение», «Психо», «Птицы»), их вспоминают по поводу и без повода, что позволяет звезде Хичкока сиять даже сегодня, хотя прошло уже более 40 лет после смерти режиссера.

Но если режиссерская звездочка только зажглась, а режиссер после пары фильмов перестает радовать публику чем-то новым и модным, ему нужно предпринимать значительные усилия, чтобы поддерживать к себе интерес. Обычно для этого достаточно периодически выпускать кассовые или скандальные фильмы – как это делает последние лет 40 Ридли Скотт, но если с этим дело не задалось, то лучше всего жениться на Мадонне – так поступил Гай Ричи, и в результате благополучно пережил период своей полной кино-импотенции длиной почти в десятилетие.

Весьма нетривиально поступил Джордж Лукас – режиссер первой части «Звездных войн». После ее выхода он более 20 лет занимался продюсерской деятельностью, забросив режиссуру, что никак не повлияло на его звездный статус. Объясняется это просто. Его имя не просто оказалось намертво связано с культовой франшизой «Звездные войны», которую он создал. Лукас активно поучаствовал в создании другой, не менее популярной франшизы – про Индиану Джонса, которую поставил С.Спилберг. 

В результате Лукас постоянно находился на виду у публики, даже не снимая собственных фильмов, и был чуть менее известным, чем мегапопулярный Харрисон Форд – сыгравший главные роли в этих кассовых киносериалах.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий