понедельник, 25 декабря 2023 г.

Как теннисист Янник Ноа стал звездой эстрады

 

Янник Ноа? – Да, знаю – это французский теннисист, побеждал на «Ролан Гаррос» в одна тысяча девятьсот лохматом… Не помню точно год, кажется, 1983. Певец Ноа? Никогда не слышал. Знаю еще Ноа - баскетболиста НБА, но это сын теннисиста, а певца не знаю….

Еще пару лет назад это все, что я мог сказать про известных людей с фамилией Ноа. Теперь я хорошо знаком с певцом Ноа. Оказывается, теннисист Ноа после окончания спортивной карьеры запел! Да еще как! 

 

 В начале 21 века Янник Ноа стал одним из самых популярных исполнителей Франции. Что означает «популярность» в случае Ноа-музыканта? Достаточно упомянуть один факт: в новом тысячелетии 6 его альбомов достигали первой позиции в хит-параде Франции! Это выдающийся результат даже для исполнителя, который изначально избрал музыку своей профессией. А для того, кто стал профессиональным исполнителем ближе к 40 годам, пребывая на спортивной пенсии, подобные результаты - настоящая фантастика! Это более значимо, чем выигрыш одного турнира «Большого шлема».


Если подумать, то столь успешная смена одной публичной профессии на другую – случай исключительный. Это для актера вполне естественно пересесть в кресло режиссера или певцу стать актером. Все эти творческие профессии довольно близки. Ноа сначала не просто был спортсменом, он сумел добиться звездного статуса в теннисе, где важны спортивные таланты, а через десять лет после ухода из спорта Янник стал звездой в совершенно иной сфере – музыке, где его умение бить ракеткой по мячику никак ему не пригодилось. Подобное в нашей жизни встречается очень редко.

До Ноа знаменитые спортсмены изредка становились актерами (Джонни Вайсмюллер, Арнольд Шварценеггер…), но эти профессии все-таки сходные. Спортсменам легче переквалифицироваться в актеров, чем музыкантам, поскольку спортсмены в кино активно используют свои физические данные и спортивные навыки – особенно это касается Арнольда и многих других, менее известных, культуристов и каратистов, которые после спортивной карьеры стали работать в кино.

Насколько я могу судить, певца Ноа у нас мало кто знает. Разумеется, что я говорю о тех соотечественниках, кто не проживает на Лазурном берегу и разных ихних Парижах. Даже Яндекс Музыка не очень в курсе, насколько большая звезда Янник Ноа. На этом сервисе можно найти всего один его альбом (последний), а их на счету Ноа - 12. 

 

Понять – наш человек певец Ноа или не наш – довольно просто. Надо просто прослушать на Ютубе его песню «Destination ailleurs» с альбома «Charango» (2006). Если композиция вам понравится, то значит он наш. Не понравилась? Ну, ребята… Дело здесь не в Ноа…

Перед тем как непосредственно перейти к рассказу о карьере музыканта Ноа, мне придется сказать несколько слов про Ноа-теннисиста.

Янник родился в 1960 году во Франции, но вскоре переехал с семьей в Камерун (его папа родом из этой страны, а мама – породистая француженка). Папа Ноа был профессиональным футболистом, но приобщил сына к теннису, а не футболу. В 11 лет Янник вернулся во Францию, чтобы серьезно обучаться этой игре. В 17 лет он стал теннисистом-профессионалом. 

 

Янник Ноа стал известен во всем цивилизованном мире, победив на Открытом чемпионате Франции в 1983 году. В финале он разгромил шведа Матса Виландера – прошлогоднего победителя «Ролан Гаррос», а по дороге к титулу выбил из турнира другого большого мастера грунтовых кортов – Ивана Лендла. Эта победа сделала его одним из самых популярных людей во Франции. Ведь последним французом, побеждавшим на домашнем турнире Большого шлема, был Марсель Бернар в 1946 году!

С одной стороны, этот успех Ноа не назовешь случайным, поскольку к моменту своего триумфа он был одним из ведущих теннисистов мира, заканчивая три предыдущих года в Топ-20. Но и явным фаворитом на турнирах Большого шлема в те годы Янник тоже не был. 

Ноа, Джон Макинрой, Матс Виландер, Гильермо Вилас
 

Все 80-е годы Ноа не опускался ниже 18-го места в итоговой классификации (высшая позиция – четвертая, а по ходу сезона-1986 он был даже третьим), но он никогда не входил в число теннисистов, которые являются претендентами на титул первой ракетки мира (первым он стал на несколько недель только в парном разряде).

В начале десятилетия в мужском теннисе доминировал Джон Макинрой, в 1985 году его сменил Иван Лендл, а их главными оппонентами на протяжении 80-х годов были Джимми Коннорс, Матс Виландер, Борис Беккер и Стефан Эдберг. Ноа был где-то рядом с этими парнями, иногда буквально дыша им в спину, но ему постоянно чего-то не хватало, чтобы войти в их тесный круг хотя бы на год-два. 

После победы на «Ролан Гаррос» Янник больше не добивался успехов на турнирах Большого шлема, лишь раз добравшись до полуфинала (Австралия-1990). После исторической победы Ноа прошло более 40 лет, но ни один французский теннисист больше не выиграл чемпионат Франции в одиночном разряде (успеха добивались только француженки), что со временем сделало победу Ноа еще более значимой, чем в 80-е.

1990-й стал последним полным годом Янника в профессиональном теннисе. В следующем году он закончил свою карьеру в качестве игрока, но с теннисом Ноа не порвал, периодически занимая место капитана мужской сборной Франции в Кубке Дэвиса (дважды одержав с ней победы) и капитана в женской сборной на Кубке Федерации (одна победа). В 21 веке он вновь занимал эти посты (в 2015-2018гг.), сделав перерыв в своей музыкальной карьере. 

Музыкант - любитель Джон Макинрой

Но как бы ни был важен теннис для Ноа, в 90-е годы он стал уходить для него на второй план, а его место потихоньку заняла музыка. Будучи игроком, Ноа во время турниров джемовал вместе с другими теннисистами, любящими побренчать на гитарах, самым известным из которых был Джон Макинрой. Пресса периодически сообщала об их любительских выступлениях. На протяжении 90-х музыка из хобби Янника стала превращаться в главное его занятие.

Свой первый альбом он выпустил в 1991 году. Это была пластинка с песнями на английском языке. Некоторые тексты написал сам Ноа. Я не в восторге от этого диска, от которого откровенно попахивает любительщиной. От его второго «английского» альбома тоже многого ждать не стоит. По-настоящему он нашел себя как исполнитель, лишь перейдя на французский язык. Этим он отсек от себя значительную часть международной аудитории, которой подавай песни на английском языке, но зато во Франции Янник быстро стал одним из самых знаменитых исполнителей.


Большая часть его творчества – это поп-музыка с налетом регги, в которой иногда появляются какие-то африканские мотивы. В зависимости от альбома, регги то много, то нет совсем, поэтому неправильно называть Янника – регги-исполнителем. Сам Ноа песен на французском не пишет, исполняя композиции разных авторов.

Очень хорошо, что Янник поет, а не читает стихи, как практиковали и практикуют многие французские шансонье. И у него нет никакого рэпа, что в нашу эпоху большой плюс. В целом его творчество мне напоминает песни другой французской поп-звезды - Флорана Паньи, который начал карьеру несколько раньше Ноа. 

 

В 90-е годы Янник выпустил 3 альбома, но добился единственного успеха – его сингл с песней в стиле регги «Saga Africa» в 1991 году добрался до 2-го места в хит-параде Франции (возможно потому, что сам Ноа тогда был на коне, добившись вместе со сборной Франции победы в Кубке Дэвиса, чего не случалось 59 лет!). Но в целом французская публика воспринимала его эксперименты в области вокала как баловство популярного человека. Для окружающих он был по-прежнему теннисистом.

Уже закончив теннисную карьеру, он джемовал с Джоном Макинроем и другими любителями музыки из числа бывших и действующих теннисистов (на Ютубе можно посмотреть фрагменты совместного концерта Макинроя, Ноа, В.Герулайтиса и П.Кэша в парижском концертном зале Берси), а в середине 90-х даже попытался вернуться в профессиональный тур, но безуспешно. 

Ситуация изменилась в 2000 году с выходом альбома «Yannick Noah», который добрался до первого места в хит-параде Франции и по общему тиражу перевалил через отметку 1 млн копий! 

 


Главный хит на диске - «Simon papa tara» (его автор – Роберт Гольдман, младший брат знаменитого шансонье Жан-Жака Гольдмана, на диске он скрылся под псевдонимом J Kapler). Кстати, сам Жан-Жак тоже написал одну песню для Ноа.

Заслуживают внимания на альбоме также композиции «Jamafrica», «La Voix des sages» (автор обеих Р.Гольдман) и «Les lioness» (автор Жак Венерузо)

После этого диска Янника признали звездой и на поп-сцене. В 21 столетии Ноа уже не спортсмен, а профессиональный музыкант, который лишь иногда вспоминает о своей первой любви - теннисе.

На следующем альбоме Ноа «Pokhara» запоминающихся песен не меньше, чем на «Yannick Noah»: «Si tu savais» (автор Р.Гольдман), «Ose» (Ж.Венерузо), «Jaurais du comprende» (Р.Гольдман), «Au nivea du sol» (Эрик Бензи)... Его общий тираж еще больше, чем у предыдущего диска – 1 295 000 экземпляров! 

Надо сказать, что тираж альбома 1 млн и выше во Франции – это грандиозный успех. Подобного уровня достигали лишь самые популярные альбомы таких корифеев как Джонни Халлидэй, Милен Фармер, Жан-Жак Гольдман, Патриция Каас (на счету Мирей Матье, Джо Дассена и Далиды таких дисков-гигантов нет). Титан французской эстрады Халлидэй лишь дважды выпускал альбомы, которые были распроданы тиражом больше 1 млн. штук. А на счету теннисиста Ноа таких дисков три! Как у Милен Фармер.

С альбомом «Pokhara» связана забавная ситуация. Когда он поднялся до 2-го места в хит-параде, на первое его не пустил альбом Норы Джонс. Диск Ноа отступил, передохнул и через 5 месяцев повторно добрался до 2-го места. И вновь дорогу перебежал еще один альбом той же самой Джонс! И опять детище Янника откатилось с вершины хит-парада, затаилось, но через год после выхода «Pokhara» пошла вверх и все-таки стала № 1! А Норе Джонс на этот раз ответить было нечем. 


Чудо-альбом «Charango» Ноа выпустил в 2006 году. На мой вкус он лучший у Янника. Во Франции он был продан в количестве более 1,15 млн экземпляров, чему я ничуть не удивлен. На нем минимум 7 песен можно отнести к шлягерам: «Danser», «Destination ailleurs», «Aux arbes citoyens», «Je sois tombe», «Un jour (Le combat)», «La», «Te quiro». Проходных вещей на альбоме нет в принципе.

Забавно, но один из самых больших хитов у Янника под названием «Angela» - это песня про коммунистку Анджелу Дэвис – нашу давнюю знакомую, про которую нам в СССР прожужжали все уши (про Дэвис упоминал в одной из своих песен Высоцкий, а Гарик Сукачев, памятуя о прошлом, в перерыве между запоями написал песню «Свободу Анджеле Дэвис!»).

Вот и Янника Ноа история несостоявшейся террористки Дэвис зацепила. Он спел про нее песню, которая вошла в альбом «Frontieres» (2010). Бог весть, почему про эту мадам вспомнили французы, важнее, что благодаря музыке эту песню можно слушать и слушать. Написана она тем же Робертом Гольдманом, который на этот раз скрылся под другим псевдонимом – Мойз Альберт. До чего скрытный тип этот Роберт! И зачем ему скрываться, если дело касается получения авторских отчислений? Это же миллионы евро! 

 

Диск Ноа «Frontiers» не стал таким успешным, как предыдущий, но тоже раскупался хорошо. Его общий тираж составил около 570 тысяч экземпляров. Помимо песни про коммунистку Анджелу на альбоме есть еще шлягер «Hello», которую камерунский француз Ноа спел на пару с нигерийской француженкой, выступающей под ником Аса.

Регги-альбом на английском языке «Hommage» вышел у Ноа в 2012 году. На нем записаны каверы на песни Боба Марли, которые больше напоминают типичные песни Ноа, чем творчество Марли. Учитывая содержание диска, он был продан гораздо меньшим тиражом, чем предыдущие «французские» альбомы Янника, но все равно пару недель был № 1 во французском хит-параде.

Здесь надо отметить, что тиражи альбомов в последние 10-12 лет падают по весьма прозаической причине – на планете Земля наступила цифровая эра. Музыку, в основном, потребляют через Интернет. Молодежи сегодня альбомы как таковые не нужны, поскольку они знакомятся с новой музыкой через плей-листы на музыкальных стримингах и видео на Ютубе.

С творчеством Ноа в последнее десятилетие тоже можно ознакомиться через Ютуб. Почти все лучшие его песни с последних трех альбомов там есть. Но лучше все-таки слушать его альбомы целиком – они того заслуживают. «Combats ordinares» (2014), «Bonheur indigo» (2019) и «La Marfee» (2022) практически ничем не уступают его лучшим ранним дискам - «Pokhara» и «Charango».

 

«Le meme sang» с диска «Combats ordinares» (2014). 

«On court» с того же альбома. По названию может показаться, что эта песня про теннис, но нет. Она про то, что мы бежим и бежим, а надо бы остановиться и посмотреть на море и небо. И с Ноа в этом сложно не согласиться.

 

Клип на песню «La vie cest maintenant» (2022) с последнего диска Янника интересен тем, что в нем нам показывают деревню Ноа в Камеруне, в которой он числится кем-то вроде старосты. Ранее эту должность занимал его отец, который умер в 2017 году. Поначалу Янник был лишь формальным главой этой деревни, но через несколько лет он переехал туда на постоянное место жительства. Правда, сейчас это уже не деревня как таковая, а район столицы Камеруна Яунде. Именно в этом месте Ноа жил в детстве, когда уехал во Францию.

Учитывая, что после переезда Янник не перестал записывать альбомы, периодически он все-таки возвращается в Европу. Что-то мне подсказывает, что его тяга к «родным березкам» - это ненадолго. Все-таки после почти 50 лет, прожитых во Франции и Нью-Йорке, трудновато привыкнуть к камерунским реалиям…

Комментариев нет:

Отправить комментарий