Урал – не Кавказ, и большинство наших гор напоминают холмы. Обычная их высота 500-600 метров над уровнем моря, но на Южном Урале горы повыше и есть весьма внушительные хребты, высота которых превышает 1 км.
Наши уральские дороги вынуждены приспосабливаться к местному рельефу. Они часто идут то вверх, то вниз, огибая холмы и весьма приличные горки. Когда тебя с детства возят по этим дорогам, а потом ты сам садишься за руль, то типичная уральская трасса воспринимается как нечто привычное и обыденное.
Холмистый рельеф тебя не удивляет и не воспринимается как нечто исключительное. И я так ездил по дорогам, лишь изредка обращая внимание на чересчур крутой их рельеф вблизи Екатеринбурга, пока не отправился на Южный Урал - в Сатку и Бакал, к местным карьерам и озерам.
Федеральная трасса М-5 «Урал», которая идет от Челябинска до Уфы в районе от Златоуста до Юрюзани произвела впечатление и на меня, хотя я достаточно поколесил по дорогам Среднего Урала. В этой местности М-5 проложена через несколько хребтов, самый высокий из которых имеет поэтичное название Большая Сука (максимальная высота почти 1,2 км).
Дорога идет, разумеется, на меньших высотах – примерно в районе 500-700 метров, но и этого хватает для того, чтобы репутация у М-5 в этих местах была отвратительной. В основном, эта репутация возникла из-за тех проблем, которые подстерегают водителя зимой. В сильные снегопады грузовики не могут преодолеть перевалы, и на М-5 можно застрять не на одни сутки. Но в хорошую погоду эта трасса лишь изредка доставляет проблемы из-за караванов грузовиков, которые еле тащатся через очередной перевал (ремонты дороги не в счет – тогда на трассе может наступить полный ад). В летнее время М-5 не похожа на себя зимой. В это время она становится настоящей уральской достопримечательностью, которой вполне можно завлекать туристов из других регионов.
Я побывал на М-5 несколько раз - весной, летом и осенью, и могу подтвердить, что когда асфальт сухой, а на трассе нет скопления машин, то проехаться по ней с приличной скоростью – это настоящее удовольствие. Покрытие дороги, как правило, хорошего качества, а радары в районе перевалов встречаются нечасто. Местами на М-5 становится несколько страшновато, когда проходишь затяжные повороты на большой скорости, но это отнюдь не «дорога смерти», как частенько любят именовать уральские трассы журналисты.
«Дорога смерти» - это устоявшийся штамп, который используют люди, кропающие заметку об очередной автокатастрофе с человеческими жертвами. И не сказать, чтобы они сильно преувеличивали, используя это словосочетание, поскольку на любой оживленной трассе люди гибнут в ежедневном режиме, но в основном эти катастрофы вызваны человеческими ошибками, а не опасностью самой дороги. Такова и М-5. Люди там бьются часто, но по степени опасности эта автотрасса ничем не отличается от других уральских горных серпантинов.
Ее главное отличие от иных наших трасс в длине спусков и подъемов. Один из них, если не ошибаюсь, где-то в районе Бакала, был длиной 7 километров (!), о чем предупреждал плакат у дороги. Даже для меня было интересно проехаться там, поскольку на Среднем Урале длинные спуски (подъемы) – это обычно 2-3 километра, редко больше. А для тех водителей, кто катается в районе Москвы, подобные спуски и подъемы должны восприниматься как настоящее приключение.
Мне кажется, «равнинным» водителям стоит хотя бы раз в жизни приехать в отпуск на Урал, чтобы прокатиться с ветерком на М-5. Это тем более стоит сделать, поскольку вдоль трассы и поблизости от нее много и других достопримечательностей (высокие скалы на реке Ай, карьеры в Сатке и Бакале, Карабаш, шиханы…): если остановиться на недельку где-нибудь в Златоусте, то можно и по трассе вдоволь поездить и увидеть массу интересного.
На Урале имеются и другие дороги, кроме М-5, которые могут произвести впечатление даже на опытных водителей. Например, трасса в районе города Нижние Серги на «автостраде» Атиг – Михайловск.
На этой дороге я с опаской езжу даже летом, а зимой меня сюда ничем не заманишь. И хотя на ней нет таких длительных подъемов (спусков) как на М-5, она представляет угрозу для водителя сочетанием двух взаимоисключающих характеристик. С одной стороны, это по-настоящему скоростная трасса – недаром я ее назвал автострадой. На протяжении большей части пути она идет мимо населенных пунктов, на ней хороший обзор, отличное по уральским меркам дорожное полотно и не очень много откровенно крутых поворотов. Поэтому нет ничего удивительного, что не успеешь оглянуться, как разогнался до весьма приличных скоростей. С другой стороны, рельеф дороги такой, что делать этого не стоит.
Самый впечатляющий участок на трассе возле Нижних Серег можно описать следующим образом (если направляться от Михайловска в сторону Пермского тракта): ты поворачиваешь налево, поворачиваешь, поворачиваешь, поворачиваешь, и когда наконец-то поворот заканчивается, тут же надо закручивать машину вправо, вправо и снова вправо, а после этого опять приходится крутить руль влево, и поворачивать, поворачивать, поворачивать… И все это время дорога идет вниз на протяжении нескольких километров. Сочетание бесконечных поворотов и неуклонного понижения рельефа не позволяет чувствовать себя комфортно на большой скорости. Возможно на «феррари» эти повороты можно проходить на скорости километров 150, но на пожилой «королле» мне не хотелось разгоняться даже до сотни.
Когда на трассе нет скопления машин, то проблем с этими поворотами не возникает, поскольку ты выбираешь ту скорость, которая кажется тебе безопасной. Настоящий аттракцион начинается, если за тобой выстраивается караван автомобилей, которые не могут обогнать тебя из-за сплошной линии и буквально «висят у тебя на хвосте». Естественно, что когда ты едешь вниз, этот караван нависает сверху, что сильно напрягает, и ты волей-неволей вынужден прибавлять скорость, что нервирует еще больше.
Я думаю, что летают на этих поворотах и заставляют понервничать приезжих водителей местные горцы - из Нижних Серег и Михайловска, которым не привыкать гонять на родных поворотах в дождь и гололедицу. Разумеется, что в хорошую летнюю погоду они не хотят здесь «тащиться» на скоростях меньше сотни и следуют девизу из песни группы «Секрет»: «сначала газ до отказа, а там поглядим»…
Поскольку я хоть и горец, но из равнинного Екатеринбурга, то не желаю жать газ до отказа, глядя на настоящие пропасти вдоль дороги, и рискуя улететь в одну из них. Хотелось бы ездить по трассе Атиг – Михайловск без нервотрепки, спокойно осматривая пейзажи вдоль дороги, но так получается не всегда. Хотя некоторые уральские дороги и являются настоящими достопримечательностями, в любой момент они могут обернуться опасными аттракционами…
Комментариев нет:
Отправить комментарий