понедельник, 18 декабря 2017 г.

Верхние Серги. Не проезжайте мимо!



Средний Урал не очень богат на исторические достопримечательности – кроме Наклонной демидовской башни в Невьянске, построенной в 18 веке, и нескольких церквей 19-го (Верхотурье, Алапаевск) вспомнить практически нечего. Московское царство стало осваивать наш край лишь с конца 16 столетия, и долгое время почти все постройки были исключительно деревянными, а значит и недолговечными. От заводов 17-18 века также ничего не сохранилось. Наш конек – индустриальные красоты, которыми Урал обзавелся в прошлом веке: карьеры, шламохранилища, кислотные озера… Не всем эти достопримечательности по душе, но, как говорится, чем богаты – тем и рады! 

Но даже если сложить все исторические, природные и индустриальные объекты вместе, то вряд ли вы насчитаете в Свердловской области более трех-четырех десятков достопримечательностей, к которым стоит отправиться в небольшое путешествие на автомобиле или общественном транспорте. Значительная часть провинциальных поселений на Урале крайне бедна по части чего-либо интересного, и ни под каким соусом специально туда не поедешь. А вот завернуть туда по дороге вполне можно. В частности, в Верхние Серги. Данный поселок был основан на реке Серге возле построенного Никитой Демидовым Верхнесергинского железоделательного завода (40-е годы 18 столетия).
Именно подобным образом я и оказался в Верхних Сергах. В тот день я собирался заглянуть в город Нижние Серги (находится в 100 километрах на запад от Екатеринбурга), и по пути заехал в Верхние – глянуть, что там, да как. Заехал и не пожалел. 


Уральские провинциальные населенные пункты выглядят обычно весьма депрессивно. Со времен краха СССР прошло 25 лет, а в большинстве из них все осталось по-прежнему – будто время в них остановилось (а точнее потекло вспять, поскольку давно построенные здания постепенно стареют и дряхлеют, а новых почти не возводят). Но одно изменение есть почти в любом населенном пункте – новые или восстановленные церкви.
Все сказанное относится и к поселку Верхние Серги. В советское время каменная церковь, которую открыли в 1897 году, лишилась колокольни и использовалась в самых разнообразных целях: там был музей, библиотека, почта, клуб, кинотеатр и магазин. В 90-е годы 20 века храм отдали РПЦ, и сейчас восстановленная церковь используется по первоначальному назначению.

И все бы ничего, но в прошлом столетии рядом с бывшей церковью установили памятник Ленину….
В современной России Владимир Ильич не такой уважаемый деятель, как Иосиф Виссарионович (все-таки Ленин был не настолько кровавым, как его преемник), но памятники ему, которые стоят по всей стране, сносить пока не принято. Не было команды. Именно поэтому в Верхних Сергах Ленин остался стоять рядом с храмом и встречает прихожан с кепкой в руке. Можно даже подумать, что он снял головной убор, чтобы зайти в церковь… А может, он направился в Дом пионеров, который находится как раз напротив….  
Как бы то ни было, данное сочетание вполне обычных для нашего края арт-объектов превращает Верхние Серги в обладателя крайне интересной, а возможно, и уникальной достопримечательности!
Казалось бы, памятник и церковь совершенно несовместимые объекты. Но это только на первый взгляд. Если подумать, то в этом симбиозе заключен глубокий смысл! Причем двойной.
Ведь в СССР Ленин был не просто вождем, а заменил Христа. После смерти его превратили в нового бога и понаставили его памятники по всей стране. Сейчас же возврат к Иисусу происходит при чрезвычайно агрессивной поддержке государства, которое является плоть от плоти порождением ленинского ЧК (ГПУ, КГБ). Да и современная Русская православная церковь вышла из того же самого источника (воссоздана по решению Сталина во время войны). Так что, никакого противоречия между памятником Ленину и православной церковью нет. Архитектурная группа откровенно намекает на прямую связь между большевистской властью и РПЦ.
С другой стороны, эти два памятника-соседа дают представление и о происходящем в сегодняшней России.
Что мы наблюдаем сейчас в нашей стране? Мы идем семимильными шагами назад в СССР, но с Библией в руках. Казалось бы, такой плюрализм в одной голове – это шизофрения, но на самом деле это никакой не плюрализм. Ведь те, кто идет назад в Советский Союз, не читают Библию, и понятия не имеют, кто такой Иисус, и почему он вдруг стал Богом при живом Боге (отце). Иисус этим "идущим вместе" нужен только для того, чтобы отделить тех, кто не собирается идти вместе с ними в их "светлое будущее", которое на самом деле является типичным темным Средневековьем. Им нужны враги! Во все времена и у всех народов Бог использовался для искусственного разделения населения на "своих" и "чужих". Вот и нашим "идущим взад" он нужен исключительно для этого. А раньше эти "поборники нравственности" точно также молились на Ленина, совершенно не представляя, кто это такой. И расстреливали тех, кто сказал или подумал что-то противоречащее "марксизму-ленинизму". При этом никто не знал, что ему соответствует, а что нет, и где проходит та самая "линия партии", в унисон с которой колебалась вся страна. 
Два символа разделения людей стоят рядом. И это вполне естественно. Зачем же им стоять вдали друг от друга? Один символ был актуальным в 20 веке, другой – сейчас. Но все может перемениться – и не одиножды. У нашей страны особый путь – от одной ямы к другой. Двигаться по укатанной дороге у нас не получается. 

Помимо главной местной достопримечательности, ничего такого же интересного в Верхних Сергах нет. Поселок как поселок. Большие поселки в наших палестинах это гибрид города и деревни. Многоквартирные дома соседствуют с типичными деревенскими домиками, а по улицам гуляют коровки и лошади. 
Интересного в этом немного, но в хорошую погоду все это смотрится достаточно симпатично.

А еще я в Сергах встретил вот это. В городе такого точно не увидишь. Дам в городах перевозят  несколько по-иному.





Комментариев нет:

Отправить комментарий