вторник, 17 января 2017 г.

И на камнях растут деревья


Наш выдающийся соотечественник М.Салтыков-Щедрин в своей «Истории одного города» сказал очень верные слова о русском народе: «уже один тот факт, что, несмотря на смертный бой, глуповцы все-таки продолжают жить, достаточно свидетельствует в пользу их устойчивости и заслуживает серьезного внимания со стороны историка». Я бы к характеристике этого народа добавил еще немного: способен жить там, где жить нельзя. Со времен Салтыкова-Щедрина «глуповцы» так изгадили места своего проживания, что Михаилу Евграфовичу даже в страшном сне не могло такое присниться. А так бы он отметил и эту особенность «великих» глуповцев. 

По своей жизнеспособности русский человек (да и россиянин в целом) весьма сильно напоминает березу. Именно так! Береза – самое неприхотливое растение в наших широтах. Не боится морозов. Ей достаточно немножко солнышка, чуток воды и буквально клочка землицы на голых камнях – и она потянется к небу.

 Береза способна цепляться буквально за отвесный склон – как альпинист.

 
В Динасовском карьере Первоуральска береза штурмует почти отвесные каменные стены.

Не менее успешно она спускается по бортам глубокого карьера в Кушве.
И даже к кислоте она постепенно привыкает.
 
Кислотное озеро в Дегтярске. Береза тут как тут. Активно осваивает отвалы рудника вблизи озера.

Отвалы породы на карьерах недалеко от города Богданович. Береза наступает на отвалы и лет через 10-20 ликвидирует эти марсианские пейзажи.

Законсервированный карьер Высокогорского ГОКа в Нижнем Тагиле. Береза при поддержке елей уже спустилась вниз на дно карьера – скоро здесь будет лесок, если карьер не засыпят.
Заброшенный карьер в Левихе под Нижним Тагилом тоже успешно затягивается березами.
И даже кислотная пустыня в Кировграде подвергается нашествию вездесущих берез.

Не всегда береза идет в наступление в одиночку, но почти всегда именно она возглавляет атаку. За небольшими исключениями.
На затопленном Шиловском карьере под Нижним Тагилом альпинистами стали сосны.
Отвалы обогатительной фабрики в Кушве представляют собой мелкий песок довольно сомнительного цвета. На камнях и рядом с кислотой береза растет, а вот здесь пока не закрепилась. Но ее заменили другие растения, которые пробиваются сквозь отходы металлургического производства.

В своих путешествиях по Уралу я смог найти лишь одно место, где не растет ничего. Это отвалы бывшего завода «Хромпик» в Первоуральске – один из филиалов Ада на Земле. Но растения и деревья совсем рядом с ним, да и люди буквально в двухстах метрах.

Своей неприхотливостью мы очень напоминаем березу, но есть между нами одно фундаментальное отличие: человек наносит раны Земле, а береза их затягивает.


Комментариев нет:

Отправить комментарий