понедельник, 14 января 2019 г.

Государственный исторический музей: самое интересное.



Когда среднестатистический турист приезжает в Москву, то посещение Государственного исторического музея стоит в его списке достопримечательностей, которые необходимо увидеть, наверное, где-то на …дцатом месте, между осмотром ВДНХ и Ваганьковского кладбища. Если вообще находится в этом списке. Да и москвичи посещают этот музей нечасто, хотя он находится в самом центре Москвы - прямо у входа на Красную площадь со стороны Манежной площади. И такое отношение к музею вполне объяснимо: действительно, что может быть особо интересного в примитивных артефактах, которые археологи нашли в захоронениях и на древних стоянках на территории бывшего СССР, а также разнообразных предметах быта 15-19 веков?…

Подтверждаю, что большая часть демонстрируемых экспонатов вряд ли может привлечь обычного туриста, который приехал посмотреть Москву. Но тому, кто знает, что нужно искать в этом музее (а там есть весьма загадочные артефакты!) – заглянуть туда точно стоит. Я знал, что там искать и без труда нашел. Но обо всем по порядку.

Сначала в музее идут залы с разной доисторической ерундой: наконечниками копий, топорами, рыболовными крючками, горшками, бусами… Археологам это будет интересно, а обычным посетителям вряд ли.
Но очень быстро экскурсант попадает в самый главный зал музея. Его не пропустишь – прямо посередине находится гробница (дольмен).  Главное, не забыть осмотреть экспонаты рядом с ней – ведь именно среди них находится самое интересное в этом музее.  
Например, эти каменные топоры с весьма тщательной отделкой. И чем же так обрабатывали камень во 2-м тысячелетии до н.э.?… Разве не должны быть эти инструменты в музее где-то рядом с самими топорами?…

А вот и вовсе настоящее чудо – все в том же зале: нефритовые топоры из Бородинского клада, обнаруженного возле села Бородино в Бессарабской губернии (будущий Краснодарский край) в 1912 году. Ориентировочная датировка – середина 2-го тысячелетия до н.э.
Вот что пишут об этих топорах специалисты: "Самыми прекрасными изделиями Бородинского клада являются четыре каменных сверленных топора. По своей изящности, совершенству форм, стройности пропорций и по тщательности обработки поверхности они не имеют себе равных среди тысяч находок древних топоров, хранящихся в фондах музеев страны.
…Такие формы топоров, выполненные в камне, пока не известны. Два топора и топор-секира сделаны из темно-зеленого и пестрого нефрита. Эта порода камня очень трудная в обработке. По твердости нефрит уступает лишь алмазу. Поверхность бородинских топоров отполирована до зеркального блеска. Этот трудоемкий процесс требовал от древних мастеров больших усилий и времени. Полировка поверхности топоров, наведение граней производилось в древности кварцитовым песком. В настоящее время для сокращения времени работ нефрит обрабатывается алмазной пылью. Темно-зеленый нефрит был доставлен на западные берега Черного моря с далеких Саянских гор, где в их восточной части находится Оспинское месторождение с залежами этого типа нефрита. Из пестрого зелено-серого нефрита, также саянского происхождения, изготовлены два других топора" (Т.Б. Попова. Бородинский клад. Государственный исторический музей, 1981).
Перевожу на русский: кто-то доставил нефрит из Сибири (месторождение находилось примерно на долготе  современного Красноярска) на берега Черного моря (на расстояние примерно 4 тысячи километров!), а там неизвестные мастера так отполировали топоры, что ничего равного этому чуду на территории нашей страны до сих не найдено! Что это за мастера такие? И чем они умудрились вырезать эти топоры? Ведь до полировки надо было каким-то инструментом обработать этот твердый камень! Теоретически возможное использование кварцитового песка при полировке никак не объясняет странные следы, напоминающие машинное изготовление этих топоров.

Следующий экспонат, который привлекает внимание – мраморный саркофаг, датируемый 4-3 веком до н.э. Найден он на территории современного Краснодарского края. Мрамор древние люди обрабатывать умели, но в этом случае поражает кажущиеся абсолютно ровными грани саркофага.
Оставшаяся часть коллекции музея занимает множество залов, но столь же интересных артефактов я больше не встретил. Из предметов быта и различных украшений последних трех-четырех столетий выделяются коллекции золотых изделий и живописи.

Разнообразные золотые поделки занимают несколько залов.

Много в музее старых книг на непонятном языке.

Глобус, приобретенный в Европе Петром I.



В залах, посвященных 18-19 столетиям, на мой вкус ничего особо интересного нет, кроме живописи. 

В музее имеется небольшое собрание произведений изобразительного искусства, в основном портретов различных исторических личностей, включая представителей императорского дома. 


Плохо, что значительная часть картин подвешена очень высоко, и осматривать их неудобно.








Комментариев нет:

Отправить комментарий