Когда среднестатистический
турист приезжает в Москву, то посещение Государственного исторического музея
стоит в его списке достопримечательностей, которые необходимо увидеть,
наверное, где-то на …дцатом месте, между осмотром ВДНХ и Ваганьковского
кладбища. Если вообще находится в этом списке. Да и москвичи посещают этот
музей нечасто, хотя он находится в самом центре Москвы - прямо у входа на
Красную площадь со стороны Манежной площади. И такое отношение к музею вполне объяснимо:
действительно, что может быть особо интересного в примитивных артефактах,
которые археологи нашли в захоронениях и на древних стоянках на территории
бывшего СССР, а также разнообразных предметах быта 15-19 веков?…
Подтверждаю, что большая часть
демонстрируемых экспонатов вряд ли может привлечь обычного туриста, который
приехал посмотреть Москву. Но тому, кто знает, что нужно искать в этом музее (а
там есть весьма загадочные артефакты!) – заглянуть туда точно стоит. Я знал,
что там искать и без труда нашел. Но обо всем по порядку.
Сначала в музее идут залы с
разной доисторической ерундой: наконечниками копий, топорами, рыболовными
крючками, горшками, бусами… Археологам это будет интересно, а обычным
посетителям вряд ли.
Но очень быстро экскурсант попадает
в самый главный зал музея. Его не пропустишь – прямо посередине находится
гробница (дольмен). Главное, не забыть
осмотреть экспонаты рядом с ней – ведь именно среди них находится самое
интересное в этом музее.
Например, эти каменные топоры с
весьма тщательной отделкой. И чем же так обрабатывали камень во 2-м тысячелетии
до н.э.?… Разве не должны быть эти инструменты в музее где-то рядом с самими
топорами?…
А вот и вовсе настоящее чудо –
все в том же зале: нефритовые топоры из Бородинского клада, обнаруженного возле
села Бородино в Бессарабской губернии (будущий Краснодарский край) в 1912 году.
Ориентировочная датировка – середина 2-го тысячелетия до н.э.
Вот что пишут об этих топорах
специалисты: "Самыми прекрасными изделиями Бородинского клада являются
четыре каменных сверленных топора. По своей изящности, совершенству форм,
стройности пропорций и по тщательности обработки поверхности они не имеют себе
равных среди тысяч находок древних топоров, хранящихся в фондах музеев страны.
…Такие формы топоров,
выполненные в камне, пока не известны. Два топора и топор-секира сделаны из
темно-зеленого и пестрого нефрита. Эта порода камня очень трудная в обработке.
По твердости нефрит уступает лишь алмазу. Поверхность бородинских топоров
отполирована до зеркального блеска. Этот трудоемкий процесс требовал от древних
мастеров больших усилий и времени. Полировка поверхности топоров, наведение
граней производилось в древности кварцитовым песком. В настоящее время для
сокращения времени работ нефрит обрабатывается алмазной пылью. Темно-зеленый
нефрит был доставлен на западные берега Черного моря с далеких Саянских гор,
где в их восточной части находится Оспинское месторождение с залежами этого
типа нефрита. Из пестрого зелено-серого нефрита, также саянского происхождения,
изготовлены два других топора" (Т.Б. Попова. Бородинский клад.
Государственный исторический музей, 1981).
Перевожу на русский: кто-то
доставил нефрит из Сибири (месторождение находилось примерно на долготе
современного Красноярска) на берега Черного моря (на расстояние примерно
4 тысячи километров!), а там неизвестные мастера так отполировали топоры, что
ничего равного этому чуду на территории нашей страны до сих не найдено! Что это
за мастера такие? И чем они умудрились вырезать эти топоры? Ведь до полировки
надо было каким-то инструментом обработать этот твердый камень! Теоретически
возможное использование кварцитового песка при полировке никак не объясняет
странные следы, напоминающие машинное изготовление этих топоров.
Следующий экспонат, который
привлекает внимание – мраморный саркофаг, датируемый 4-3 веком до н.э. Найден
он на территории современного Краснодарского края. Мрамор древние люди
обрабатывать умели, но в этом случае поражает кажущиеся абсолютно ровными грани
саркофага.
Оставшаяся часть коллекции музея занимает множество залов, но столь же интересных артефактов я больше не встретил. Из предметов быта и различных украшений последних трех-четырех столетий выделяются коллекции золотых изделий и живописи.
Оставшаяся часть коллекции музея занимает множество залов, но столь же интересных артефактов я больше не встретил. Из предметов быта и различных украшений последних трех-четырех столетий выделяются коллекции золотых изделий и живописи.
Разнообразные золотые поделки занимают несколько залов.
Много в музее старых книг на
непонятном языке.
Глобус, приобретенный в Европе
Петром I.
В залах, посвященных 18-19
столетиям, на мой вкус ничего особо интересного нет, кроме живописи.
В музее
имеется небольшое собрание произведений изобразительного искусства, в основном
портретов различных исторических личностей, включая представителей
императорского дома.
Плохо, что значительная часть
картин подвешена очень высоко, и осматривать их неудобно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий