понедельник, 11 июля 2016 г.

"Расследование авиакатастроф"


Есть отличный канадский документально-игровой сериал "Расследование авиакатастроф", много лет демонстрирующийся на канале National Geographic. Снимается он с 2003-го года: уже вышло 15 сезонов и более сотни серий. Практически каждая серия посвящена расследованию одного авиационного происшествия: некоторые из них завершились благополучно, но значительная часть закончились катастрофами с многочисленными человеческими жертвами. 
 
Поначалу "Расследование авиакатастроф" не производит сильного впечатления: встречаются как интересные серии, так и проходные. Но постепенно создатели набили руку и где-то с седьмого сезона оторваться от сериала уже сложно. В лучших расследованиях авторам почти до самого конца фильма удается скрывать от зрителя причину катастрофы или аварии, поэтому волей-неволей приходится смотреть серию до конца.
В целом сериал весьма познавательный и крайне полезный. И не только для работников авиационной отрасли, поскольку ряд выводов из увиденного вполне может быть использован нами в обычной земной жизни, никак не связанной с полетами.

Множество реальных историй наглядно показывают зрителю, что никогда не следует отчаиваться и опускать руки – везет только тем, кто делает все, чтобы ему "улыбнулась удача".

Приведу несколько примеров. В 1988 году у американского самолета "Боинг-737" при перелете с одного острова Гавайского архипелага на другой оторвалась часть крыши и стен фюзеляжа прямо за кабиной пилотов. Кабину удерживали лишь балки пола! Несмотря на все это, пилоты успешно посадили самолет. В результате инцидента из 95 человек погибла только одна стюардесса, которую выбросило при взрыве.   
Еще более фантастическая история случилась в 1990 году с британским авиалайнером. У самолета во время полета вырвало лобовое стекло, и командира экипажа потоком воздуха выбросило за борт. При этом он зацепился ногами за рулевую колонку и отключил автопилот. Самолет начал сваливаться в штопор, а командир корабля распластался снаружи лайнера, словно скульптура на носу парусного судна. Пока бортпроводники держали командира и не давали ему выпасть, второй пилот смог выровнять самолет и посадить его! И что самое удивительное, выжили не только все пассажиры, но и командир лайнера, который через некоторое время снова стал летать!
Были в истории авиапроисшествия, когда у самолетов отказывала вся гидравлика, и пилоты теряли управление воздушным судном. И все-таки они сажали самолет, используя только двигатели! В одном случае самолет все-таки разбился при посадке, и часть пассажиров погибла, в другом – посадка прошла благополучно, и все остались в живых. 

Относительно недавний случай многие наверняка видели в новостях по телевизору. В 2009 году из нью-йоркского аэропорта взлетел самолет и почти сразу же столкнулся с птицами. Его двигатели вышли из строя, и пилот принял единственно верное решение: сажать самолет на реку Гудзон. Он совершил удачное приводнение (что крайне сложно!), все на борту остались живы, и пилот стал героем. Вполне заслуженно.
Еще более важно, что сериал позволяет осознать, что наши ошибки, которым мы чаще всего не придаем особого значения в обычной жизни, могут привести к ужасающим последствиям. И лучше понять это на чужом опыте, чем испытать на собственной шкуре.

Ошибка в коммуникации, когда один человек не понимает другого – одна из самых распространенных. 
Казалось бы, ничего серьезного, подобное с каждым из нас случалось не один раз, но когда из-за подобной ошибки случается авиакатастрофа с сотнями жертв… Такое действительно производит впечатление на зрителя.
Крупнейшая авиакатастрофа в истории мировой авиации произошла в 1977 году на Тенерифе именно из-за такой ошибки. Маленький аэропорт, не приспособленный к приему больших лайнеров, был переполнен самолетами по причине закрытия главного аэропорта на Канарских островах. Вдобавок ко всему, видимость в аэропорту Тенерифе была сильно ограничена из-за тумана (около 800 метров). И вот в таких неблагоприятных условиях пилоты самолета не поняли диспетчера.
Один из самолетов голландской авиакомпании KLM стоял на взлетной полосе и ждал команды на взлет. Диспетчер спросил командира воздушного судна о готовности – тот ответил, что к взлету готов. Диспетчер сказал  "ОК" и добавил "будьте готовы к взлету, я вас вызову", но заключительную фразу пилоты самолета не расслышали из-за радиопомех. Они решили, что "хорошо" – это разрешение взлетать и стали разгоняться по полосе. Когда самолет набрал скорость свыше 200 километров в час, то пилоты к своему ужасу увидели, что им навстречу по полосе двигается другой пассажирский лайнер. Останавливаться было уже поздно, но и скорости для экстренного взлета не хватило. В результате произошло столкновение самолетов и взрыв. 

Проблема в коммуникации между диспетчером и пилотами, которая усугубилась рядом обстоятельств (переполненность аэропорта, туман, потеря радиосвязи на короткое время, недостаточное знание английского языка участниками диалога) привела к гибели 583 человек!
Другой похожий случай. В 1978 году в Сан-Диего (США) пассажирский самолет "Боинг-727" при заходе на посадку врезался в легкомоторный самолет "Сессна". Здесь диспетчер и летчик тоже не поняли друг друга. Диспетчер сообщил о наличии по курсу легкомоторного самолета, и один из пилотов ответил, что видит его. Но позднее визуальный контакт с маленькой "Сессной" был потерян, а пилот "Боинга" вместо того, чтобы прямо и четко сказать диспетчеру, что не видит самолета, произнес двусмысленную фразу, которую диспетчер интерпретировал так, будто у экипажа "Боинга" все под контролем. В итоге произошло столкновение самолетов, и 144 человека погибли.
Были и вовсе дикие случаи недопонимания между пилотами. У одного из пассажирских лайнеров при заходе на посадку не загорелась лампочка, что шасси выпущено. Старый матерый летчик (хрыч – по-нашему) так увлекся размышлениями, что бы это значило, что не заметил, что у самолета заканчивается керосин. Второй пилот видел это и пытался намекнуть хрычу, что топливо на исходе, но старикан так и не понял его намеков. А когда до командира наконец-то дошло, что керосин почти весь израсходован, то дотянуть до аэродрома времени уже не хватило! В результате пришлось сажать самолет на землю и просто чудо, что на борту погибли не все.
Вывод из этих историй простой: вряд ли из-за вашего невнятного бормотания, которое непонятно для слушателей, упадет самолет, но зачем дожидаться неблагоприятных последствий, если можно их предотвратить? Просто старайтесь излагать свои мысли ясно и четко и проверяйте у собеседника, понял ли он вас. 

Особенно много авиапроисшествий связано с тем, что люди, связанные с авиаперевозками, нарушают инструкции.
Современная жизнь кардинальным образом отличается от бытия человека 19 века.  Технически сложные приборы и механизмы окружают нас со всех сторон. И что делают большинство из нас, приобретя какую-то сложную штуковину? Просто начинают тыкать в кнопки (клавиши), интуитивным путем пытаясь понять, как Она работает. Когда такой же метод применяют не к сотовым телефонам, а опасной для окружающих технике, то это прямой путь к катастрофе. Инструкции – это не просто бумажки, которые можно не читать. И сериал "Расследование авиакатастроф" это прекрасно иллюстрирует.
25.05.1979 года самолет DC-10, совершавший взлет из аэропорта Чикаго, потерял левый двигатель при взлете и врезался в землю. Погибли 273 человека. Оказалось, что при техническом обслуживании с самолетов этого типа двигатель снимали не по инструкции, а так как было удобнее ремонтной бригаде. Их способом получалось быстрее. В результате у нескольких самолетов крепления двигателя к крылу получили повреждения в ходе снятия двигателя и обратной установки. Именно это повреждение и решило судьбу 273 человек. Мастер ремонтной бригады посчитал, что инструкции пишутся для дураков, а он умный.
Точно также считал английский техник, который менял лобовое стекло у британского лайнера, о происшествии с которым я рассказывал выше (стекло в кабине пилотов вылетело и командира воздушного судна выбросило наружу). При замене стекла техник подбирал шурупы "на глазок", а не те, которые было необходимо использовать согласно инструкции.  В итоге он ошибся  с размером, а стекло в первом же полете выпало вместе с шурупами.
12.08.1985 года в Японии разбился "Боинг-747" из-за потери вертикального хвостового стабилизатора – погибло 520 человек. Катастрофа произошла в результате неправильно проведенного ремонта: японские техники производили манипуляции в хвостовой части самолета в нарушение инструкций корпорации "Боинг". Казалось бы, японцы, а вот поди ж ты!

Встречаются в сериале и специфические истории, которые было бы очень полезно посмотреть некоторым чудакам, которые решили, что НАТО собирается обосноваться в Крыму и построить там военную базу вместо российской… После этого полуостров в считанные дни превратился в остров. Все закричали: Ура! Крымнаш! Кричавшие даже не подозревали, что аналогичный случай произошел в 2001 году в США, и кончился очень, очень плохо.
В ноябре того года один из пассажирских лайнеров после взлета из аэропорта Нью-Йорка попал в полосу турбулентности. Ничего страшного в этом не было, но самолет вел второй пилот, которого неправильно обучили, как действовать в таких ситуациях. Он стал активно работать педалями, которые двигали килем самолета (вертикальное оперение хвоста), в результате чего киль просто оторвался, не выдержав нагрузок. Никакой опасности для самолета не было, но второй пилот думал, что она есть, и пытался ее предотвратить. В результате самолет рухнул на район Нью-Йорка Квинс – погибли все люди на борту (260 человек) и пятеро на земле....


Комментариев нет:

Отправить комментарий