Есть отличный
канадский документально-игровой сериал "Расследование авиакатастроф",
много лет демонстрирующийся на канале National Geographic. Снимается он с 2003-го года:
уже вышло 15 сезонов и более сотни серий. Практически каждая серия посвящена
расследованию одного авиационного происшествия: некоторые из них завершились
благополучно, но значительная часть закончились катастрофами с многочисленными
человеческими жертвами.
Поначалу
"Расследование авиакатастроф" не производит сильного впечатления:
встречаются как интересные серии, так и проходные. Но постепенно создатели
набили руку и где-то с седьмого сезона оторваться от сериала уже сложно. В
лучших расследованиях авторам почти до самого конца фильма удается скрывать от
зрителя причину катастрофы или аварии, поэтому волей-неволей приходится
смотреть серию до конца.
В целом сериал
весьма познавательный и крайне полезный. И не только для работников авиационной
отрасли, поскольку ряд выводов из увиденного вполне может быть использован нами
в обычной земной жизни, никак не связанной с полетами.
Множество
реальных историй наглядно показывают зрителю, что никогда не следует
отчаиваться и опускать руки – везет только тем, кто делает все, чтобы ему
"улыбнулась удача".
Приведу несколько
примеров. В 1988 году у американского самолета "Боинг-737" при
перелете с одного острова Гавайского архипелага на другой оторвалась часть
крыши и стен фюзеляжа прямо за кабиной пилотов. Кабину удерживали лишь балки
пола! Несмотря на все это, пилоты успешно посадили самолет. В результате
инцидента из 95 человек погибла только одна стюардесса, которую выбросило при
взрыве.
Еще более
фантастическая история случилась в 1990 году с британским авиалайнером. У
самолета во время полета вырвало лобовое стекло, и командира экипажа потоком
воздуха выбросило за борт. При этом он зацепился ногами за рулевую колонку и
отключил автопилот. Самолет начал сваливаться в штопор, а командир корабля
распластался снаружи лайнера, словно скульптура на носу парусного судна. Пока
бортпроводники держали командира и не давали ему выпасть, второй пилот смог
выровнять самолет и посадить его! И что самое удивительное, выжили не только
все пассажиры, но и командир лайнера, который через некоторое время снова стал
летать!
Были в истории
авиапроисшествия, когда у самолетов отказывала вся гидравлика, и пилоты теряли
управление воздушным судном. И все-таки они сажали самолет, используя только
двигатели! В одном случае самолет все-таки разбился при посадке, и часть
пассажиров погибла, в другом – посадка прошла благополучно, и все остались в
живых.
Относительно
недавний случай многие наверняка видели в новостях по телевизору. В 2009 году
из нью-йоркского аэропорта взлетел самолет и почти сразу же столкнулся с
птицами. Его двигатели вышли из строя, и пилот принял единственно верное
решение: сажать самолет на реку Гудзон. Он совершил удачное приводнение (что
крайне сложно!), все на борту остались живы, и пилот стал героем. Вполне
заслуженно.
Еще более
важно, что сериал позволяет осознать, что наши ошибки, которым мы чаще всего не
придаем особого значения в обычной жизни, могут привести к ужасающим
последствиям. И лучше понять это на чужом опыте, чем испытать на собственной
шкуре.
Ошибка в коммуникации, когда один человек не
понимает другого – одна
из самых распространенных.
Казалось бы, ничего серьезного, подобное с каждым из
нас случалось не один раз, но когда из-за подобной ошибки случается
авиакатастрофа с сотнями жертв… Такое действительно производит впечатление на
зрителя.
Крупнейшая
авиакатастрофа в истории мировой авиации произошла в 1977 году на Тенерифе
именно из-за такой ошибки. Маленький аэропорт, не приспособленный к приему
больших лайнеров, был переполнен самолетами по причине закрытия главного
аэропорта на Канарских островах. Вдобавок ко всему, видимость в аэропорту
Тенерифе была сильно ограничена из-за тумана (около 800 метров). И вот в таких
неблагоприятных условиях пилоты самолета не поняли диспетчера.
Один из
самолетов голландской авиакомпании KLM стоял на взлетной полосе и ждал команды на взлет. Диспетчер
спросил командира воздушного судна о готовности – тот ответил, что к взлету
готов. Диспетчер сказал "ОК"
и добавил "будьте готовы к взлету, я вас вызову", но заключительную
фразу пилоты самолета не расслышали из-за радиопомех. Они решили, что
"хорошо" – это разрешение взлетать и стали разгоняться по полосе.
Когда самолет набрал скорость свыше 200 километров в час, то пилоты к своему
ужасу увидели, что им навстречу по полосе двигается другой пассажирский лайнер.
Останавливаться было уже поздно, но и скорости для экстренного взлета не
хватило. В результате произошло столкновение самолетов и взрыв.
Проблема в
коммуникации между диспетчером и пилотами, которая усугубилась рядом
обстоятельств (переполненность аэропорта, туман, потеря радиосвязи на короткое
время, недостаточное знание английского языка участниками диалога) привела к
гибели 583 человек!
Другой похожий
случай. В 1978 году в Сан-Диего (США) пассажирский самолет
"Боинг-727" при заходе на посадку врезался в легкомоторный самолет
"Сессна". Здесь диспетчер и летчик тоже не поняли друг друга.
Диспетчер сообщил о наличии по курсу легкомоторного самолета, и один из пилотов
ответил, что видит его. Но позднее визуальный контакт с маленькой
"Сессной" был потерян, а пилот "Боинга" вместо того, чтобы
прямо и четко сказать диспетчеру, что не видит самолета, произнес двусмысленную
фразу, которую диспетчер интерпретировал так, будто у экипажа
"Боинга" все под контролем. В итоге произошло столкновение самолетов,
и 144 человека погибли.
Были и вовсе
дикие случаи недопонимания между пилотами. У одного из пассажирских лайнеров
при заходе на посадку не загорелась лампочка, что шасси выпущено. Старый
матерый летчик (хрыч – по-нашему) так увлекся размышлениями, что бы это
значило, что не заметил, что у самолета заканчивается керосин. Второй пилот
видел это и пытался намекнуть хрычу, что топливо на исходе, но старикан так и
не понял его намеков. А когда до командира наконец-то дошло, что керосин почти
весь израсходован, то дотянуть до аэродрома времени уже не хватило! В
результате пришлось сажать самолет на землю и просто чудо, что на борту погибли
не все.
Вывод из этих историй простой: вряд ли из-за вашего невнятного
бормотания, которое непонятно для слушателей, упадет самолет, но зачем
дожидаться неблагоприятных последствий, если можно их предотвратить? Просто
старайтесь излагать свои мысли ясно и четко и проверяйте у собеседника, понял
ли он вас.
Особенно много авиапроисшествий связано с тем, что
люди, связанные с авиаперевозками, нарушают инструкции.
Современная
жизнь кардинальным образом отличается от бытия человека 19 века. Технически сложные приборы и механизмы
окружают нас со всех сторон. И что делают большинство из нас, приобретя
какую-то сложную штуковину? Просто начинают тыкать в кнопки (клавиши),
интуитивным путем пытаясь понять, как Она работает. Когда такой же метод
применяют не к сотовым телефонам, а опасной для окружающих технике, то это
прямой путь к катастрофе. Инструкции – это не просто бумажки, которые можно не читать.
И сериал "Расследование авиакатастроф" это прекрасно иллюстрирует.
25.05.1979
года самолет DC-10,
совершавший взлет из аэропорта Чикаго, потерял левый двигатель при взлете и
врезался в землю. Погибли 273 человека. Оказалось, что при техническом обслуживании
с самолетов этого типа двигатель снимали не по инструкции, а так как было
удобнее ремонтной бригаде. Их способом получалось быстрее. В результате у
нескольких самолетов крепления двигателя к крылу получили повреждения в ходе
снятия двигателя и обратной установки. Именно это повреждение и решило судьбу
273 человек. Мастер ремонтной бригады посчитал, что инструкции пишутся для
дураков, а он умный.
Точно также
считал английский техник, который менял лобовое стекло у британского лайнера, о
происшествии с которым я рассказывал выше (стекло в кабине пилотов вылетело и
командира воздушного судна выбросило наружу). При замене стекла техник подбирал
шурупы "на глазок", а не те, которые было необходимо использовать
согласно инструкции. В итоге он
ошибся с размером, а стекло в первом же
полете выпало вместе с шурупами.
12.08.1985
года в Японии разбился "Боинг-747" из-за потери вертикального
хвостового стабилизатора – погибло 520 человек. Катастрофа произошла в
результате неправильно проведенного ремонта: японские техники производили
манипуляции в хвостовой части самолета в нарушение инструкций корпорации
"Боинг". Казалось бы, японцы, а вот поди ж ты!
Встречаются в
сериале и специфические истории, которые было бы очень полезно посмотреть
некоторым чудакам, которые решили, что НАТО собирается обосноваться в Крыму и
построить там военную базу вместо российской… После этого полуостров в
считанные дни превратился в остров. Все закричали: Ура! Крымнаш! Кричавшие даже
не подозревали, что аналогичный случай произошел в 2001 году в США, и кончился
очень, очень плохо.
В ноябре того года один из пассажирских лайнеров
после взлета из аэропорта Нью-Йорка попал в полосу турбулентности. Ничего
страшного в этом не было, но самолет вел второй пилот, которого неправильно обучили,
как действовать в таких ситуациях. Он стал активно работать педалями, которые
двигали килем самолета (вертикальное оперение хвоста), в результате чего киль
просто оторвался, не выдержав нагрузок. Никакой опасности для самолета не было,
но второй пилот думал, что она есть, и пытался ее предотвратить. В результате
самолет рухнул на район Нью-Йорка Квинс – погибли все люди на борту (260
человек) и пятеро на земле....
Комментариев нет:
Отправить комментарий