воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Скучные модельные куклы

Есть у  меня один знакомый фотограф. Специализируется он на женских портретах – он всегда на девчонках специализировался…. Теперь вот снимает их на фотоаппарат. Признаю – работает он профессионально. Фотографии получаются весьма качественные и не хуже, чем у других профессиональных портретистов - их даже используют для обложек разных журналов, которым нужны изображения какой-нибудь красотки, чтобы привлечь покупателей. Но профессионально - не значит хорошо. 

Многие его снимки похожи на эти фото Кейт Мосс – достаточно типичные для модельной фотографии.



Что сразу же бросается в глаза, когда смотришь на подобные фотографии? На них изображены не женщины, а куклы! Скучные модельные куклы. И дело не только в том, что слишком много "фотошопа" в этих фотографиях, хотя и это присутствует – в них все не так! Девчонки предстают в каких-то неестественных позах, странных ракурсах, освещены искусственным светом, часто фото сделано черно-белым, что само по себе во многом убивает реальный человеческий образ. Ситуацию усугубляет отсутствие фона в большинстве снимков – как будто модель находится в каком-то ином измерении. А уж выражения лиц у этих девиц – это и вовсе нечто. Они все силятся изобразить какую-то загадочность, а в результате получается абсолютная пустота. Их лица будто говорят: я – кукла, глупая отфотошопленная кукла! И даже то, что иногда модельки снимаются полуголыми, а то и вовсе без одежды – ситуацию не меняет. 

 
Живых людей на модельных фото найти сложно. В основном, там барби! Очень редко, когда промелькнет на этих снимках что-то человеческое... 
 Смотрю я на эти фото и понимаю, что таких девчонок в кино не пригласишь, в ресторан не сводишь и уж тем более, не сделаешь с ними то, о чем в приличном обществе говорить не принято – иными словами, не женишься.
А вот некоторым женщинам подобные кукольные фото нравятся. Они прямо рвутся на съемки к профессиональным фотографам, чтобы их тоже запечатлели именно так – не по-человечески. Потом смотришь на такие снимки и ужасаешься: знакомая женщина после фотошопа  приобрела коричневое лицо! Ты в шоке, а жертва фотографа в восторге!
Лично я полагаю, что превращать живых мадемуазель в мертвых (пусть и не в жизни, а только на фото) ради денег – это не очень правильно. Искусство фотографии нам дано совсем для других целей.

Для каких? Зачем мы фотографируем? - По-моему, есть несколько целей, которых мы хотим достигнуть, нажимая на затвор фотоаппарата.


Во-первых, фото – это наша материализованная память. И она гораздо надежнее оригинальной. Картинка, которая сохраняется в нашей голове представляет лишь размытую копию реальной действительности – это в лучшем случае. В худшем – мы не запоминаем вообще ничего. Фотография – мало того, что фиксирует нам ту картину мира, которую мы воочию наблюдали в тот момент - она еще и активизирует наши воспоминания о других событиях, которые были до и после щелчка фотоаппарата. Когда мы находимся где-то вдалеке от дома, где нам гораздо лучше, чем в родных пенатах – там человек всегда делает больше фото, чем на родине. Причина того, что мы так любим фотографировать в путешествиях, очевидна – так хорошие воспоминания останутся в нашей памяти, а не потеряются в череде серых и мрачных будней.
Ориентируясь на собственный опыт, могу сказать, что всего один снимок из какого-нибудь местечка позволит воскресить в памяти множество впечатлений, которые связаны с ним. Даже через много-много лет после его посещения. Фотография будет выполнять роль якоря, который удержит в вашей памяти все, что сопровождало ее появление.


Это девчонки, которых я сфотографировал на кладбище турецкого города Конья. Необычное место для съемки, не правда ли? В этом городе наша тургруппа посещала мавзолей Мевляны, который на меня особого впечатления не произвел, поэтому я отправился гулять в его окрестностях, дожидаясь, когда все туристы соберутся в автобус. Как назло, ничего интересного поблизости не было, кроме мусульманского кладбища. Только-только я туда зашел и стал фотографировать какую-то необычную птицу на одной из могил, как на меня и напали эти девицы. С трудом понял, что им было нужно: оказалось им всего и надо, чтобы я их сфотографировал! Вот такой странный случай на кладбище! Благодаря этому фото я прекрасно помню все наше пребывание в Конье, хотя прошло уже более 2-х лет.   

  
А уж серия снимков из какого-нибудь города позволяет вспомнить практически все, что ты видел за большой промежуток времени – неделю или две. К примеру, я не раз был в Праге – ну как запомнишь, что там видел в четвертую или пятую поездку? Все сливается в памяти в один большой комок впечатлений. Но когда из каждого посещения города привозишь по несколько сотен фотографий, то все прекрасно вспоминается при их просмотре.


Фотоснимки просто незаменимы, когда за ограниченное время на вас наваливается масса новых впечатлений. Например, в экскурсионном туре по Испании и Португалии мы за один день побывали в трех городах: португальской Эворе, испанских Мериде и Куэнке. 
И если Куэнку ни с каким другим городком не спутаешь и без фото – уж очень он своеобразен, то Мериду и Эвору я распознавал после поездки именно по фотографиям. В моей памяти сразу после путешествия эти населенные пункты слиплись в один, хотя они абсолютно разные.  


Фотографии "для себя" выполняют весьма ограниченную цель – они помогают нам вспомнить какие-то события из собственной жизни. Тем ни менее, хорошо получившийся снимок "для себя" может быть интересен и другим людям.
И здесь следует упомянуть вторую цель, которую мы преследуем, делая фотографии: поделиться с людьми зафиксированным нами мгновением. Мы увидели что-то интересное, красивое, редкое или забавное – и сразу же рука тянется к фотоаппарату. Ведь одно дело рассказать кому-то, что видел и совсем другое дело – показать все это на фото. 
Чаще всего нам хочется поделиться чем-то красивым: великолепными пейзажами, архитектурными достопримечательностями, цветами…


Что-то, кажущееся нам интересным, увиденное нами, тоже часто хочется показать другим.



За мгновение до того, как паренька сожрали… Этот снимок – квинтэссенция шоу крокодилов, которое я смотрел в Таиланде.

Фотография позволяет продемонстрировать все то, о чем адекватно рассказать просто невозможно. Вот наглядный пример. Был я как-то в Неаполе проездом. Ничего особого интересного там не увидел (что там за 2 часа успеешь увидать?), за исключением одного: прямо в центре города нашей тургруппе повстречался весьма колоритный мужик – выгульщик собак. Ну и как про такого расскажешь?...


Замечательный дядька! И все это на главной площади Неаполя!
А на фото внизу я подглядел с помощью своего ультразума встречу кота и кошки на побережье Мраморного моря в Стамбуле. 


И это была не просто встреча двух влюбленных - перед моими глазами развернулась целая история любви, в которой присутствовал классический любовный треугольник (два кота и кошка). Посмотреть на то, как разворачивались события на турецком берегу можно здесь: 


Третья цель фотографирования связана с увлечениями самого фотографа. Например, вполне понятно, что архитектор в путешествиях будет снимать любые архитектурные достопримечательности. Лично я, как любитель истории, интересуюсь разными развалинами и историческими сооружениями.
 
                                                              Замок Карлштейн

Но не только пирамиды и замки меня интересуют. Поскольку  у меня интересов много, то и фотографии я делаю совершенно разноплановые. Мой интерес к антропологии толкает меня на фотографирование людей разных стран. Беру ультразум, а потом  издалека фотоохочусь на людей…


Ну и котов и собачек не забываю… Они еще интереснее, чем люди.


Эти два друга жили на улице в каком-то турецком городке, где мы остановились на  полчаса. Я их покормил колбасой, а пес даже не отнимал у кошки еду! Вот это дружба!

Четвертая цель фотографирования – создание фотошедевров. Когда человек по-настоящему увлекается фотографией, ему уже мало сделать просто хороший качественный снимок. Ему хочется снимать настоящие произведения искусства, которые были бы не просто интересны людям, а вызывали более сильные эмоции. Например: вот это да! Классное фото! Ничего себе!
Здесь уже не просто идешь и щелкаешь, что понравилось, а стараешься выбрать какой-то необычный ракурс для фото, пытаешься подгадать с подходящим освещением, специально ждешь и ловишь удачный момент…

                                                     Мост во Флоренции

Лично я люблю снимать как пейзажи, так и сценки из жизни. Хочется сфотографировать что-то необычное, чего никто другой не снимет. К примеру, был я в Барселоне и фотографировал дома Антонио Гауди. Красиво, но ничего эксклюзивного в таких снимках нет – в Интернете их сотни, а в домашних коллекциях – миллионы. А вот у меня есть уникальный снимок: кто-то бросил мусорный бак ко входу банка "Барклайс" в доме, фасад которого делал Гауди. И рядом с баком колоритная тетя курит…Живая, неотфотошопленная. 


Сцена из семейной жизни: в зоопарке Барселоны лев "воспитывает" львицу. Видимо, неправильно она себя повела: продемонстрировала неуважение к хозяину прайда…

                         Кошки и змея. По-моему, очень необычный снимок.

 А это Португалия. Город Фатима. Негритянка идет на коленях к местной святыне – грехи замаливает. А рядом ее спутник – видимо, безгрешный…

А одно из самых моих популярных фото на "Яндекс-фотках", снятое в пражском зоопарке: "Какой он большой! – Какая она мелкая!".  Очень удачно поймал мгновение – отсюда и результат!

Вот это и есть настоящая жизнь, которую надо фиксировать на матрице фотоаппарата! И никакого фотошопа.

Если говорить о создании фотопортретов – настоящих произведений искусства, то главное правило в этом жанре – человек должен выглядеть лучше, чем в жизни. Но человек на фото не должен быть похожим на Барби или Кена! Поэтому, чем меньше обработки фото в редакторе – тем лучше. Так считаю я, но не мои знакомые женщины.
Они насмотрятся фотографий кукольных женщин в своих бабьих журналах, а потом начинают меня пилить: ты не умеешь фотографировать! Если ее морщины видны на снимке, то это я, оказывается, не умею снимать! И где тут логика?! – Логики у женщин нет! Они даже готовы выглядеть как подкрашенные трупы - главное, чтобы не было морщин!   


P.S. сейчас много людей увлечены селфи. Сам себя снял – так это можно перевести. По-моему, это баловство никакого отношения к фотографии не имеет. Селфи - это пятак и улыбка, заслоняющие картину мира. 


Или два пятака. Изредка - три. Вот и все. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий